Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск
Том 19, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

4-13 728
Аннотация

Цель исследования. Денежно-кредитная политика является одним из наиболее эффективных инструментов государства, находящихся под контролем центрального банка. Она позволяет воздействовать на макроэкономические компоненты, как объём денежной массы, активность на кредитном рынке и курс национальной валюты. Такие действия приводят к увеличению денежной массы и скорости её оборота, обеспечивая доступность кредитов. Происходит стимулирование экономического роста, но возникают и неблагоприятные последствия – ускоряется рост инфляции. Центральный банк использует денежно-кредитную политику чаще, чтобы вызвать желаемый уровень изменений в реальной экономической деятельности. Эти изменения оказывают существенное влияние на фондовый рынок. Экономическая теория подтверждает взаимосвязь между денежной массой и индексом потребительских цен. Анализ влияния денежной массы на индекс потребительских цен необходим для выбора наиболее верного типа денежно-кредитной политики в экономике, для обеспечения макроэкономической стабильности или стимулирования экономического роста.

Денежная масса не только обозначает и показывает уровень денежных средств в разных видах и формах, но и является важным показателем, от которого зависят повышение цен, инфляция, кредитная политика и т.д. Динамика денежной массы определяет динамику цен. Накопление излишней денежной массы в экономике страны ведет к обесцениванию национальной валюты. Цель исследования состоит в проведении анализа долгосрочных связей между денежной массой и индексом потребительских цен Азербайджанской Республики.

Материалы и методы. В статье для анализа долгосрочной связи между денежными агрегатами M1, M2 и индексом потребительских цен Азербайджанской Республики на основе квартальных данных за 2005–2018 гг. была построена модель долгосрочного равновесного состояния и краткосрочная модель коррекции ошибок. При помощи коинтеграционного анализа и векторной модели исследуются долгосрочные и краткосрочные аспекты связи между ростом денежного предложения и повышением уровня цен. Для регрессионного анализа этих моделей использован пакет прикладных программ EViews 8.

Результаты. Использование различных методов показал, что динамика денежных агрегатов М1 и М2 обуславливает рост индекса потребительских цен Азербайджана как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах.

Заключение. Проведенный анализ позволяет корректно подойти к проблеме моделирования уровня инфляции и получить статистически приемлемую и устойчивую модель, обладающую неплохими прогностическими характеристиками. Факт наличия связи в противоположном направлении нашел свое подтверждение. Использование различных, дополняющих друг друга, методов показала, что динамика денежных агрегатов М1 и М2 обуславливает рост индекса потребительских цен Азербайджана как в долгосрочном, так и в краткосрочном периодах.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

14-34 396
Аннотация

Настоящая статья посвящена результатам статистического исследования состава расходов федерального бюджета (объект исследования) с позиции оценки его информативности (предмет исследования). На взгляд ее авторов вопросы информативности бюджетных решений остаются вне должного внимания не только со стороны участников бюджетного процесса, но и в практике государственного управления в целом. Поэтому целью данного исследования является формирование научно обоснованных инструментов оценки информативности, определение ее количественных показателей, прояснение характера, скрытых особенностей и сбалансированности распределения расходов федерального бюджета.

Материалы и методы. Анализ параметров состава расходов федерального бюджета выполнен на базе статистических данных Федерального казначейства за 2014–2020 годы. Теоретические основания и методы исследования выработаны на основе предпочтений авторов относительно результатов концептуальных и прикладных разработок отечественных ученых в области синергетической теории информации, структурного анализа систем, модульной теории социума. Применялись количественные методы обработки исходных данных, табличные и графические способы визуализации результатов исследования. Для решения задач исследования использовались стандартные пакеты прикладных программ Microsoft Office.

Результаты. Сформированы показатели информативности состава многокомпонентных систем и алгоритмы их расчетов. Определены количественные критерии и представлена модель оптимизации состава расходов федерального бюджета. Сопоставление фактических и модельных показателей информативности предъявлено как способ корректировки приоритетов в составе расходов федерального бюджета, как способ разработки тактики и стратегии перехода от фактических параметров состава расходов к тому «наилучшему» распределению, которое описывается количественной моделью оптимального сочетания масштабов его компонентов. Установлены ретроспективные варианты оптимизации по итогам исполнения расходов в 2020 году и перспективные варианты оптимизации распределения расходов федерального бюджета в 2022–2024 годах.

Заключение. Оценка информативности и оптимизация масштабов компонентов состава бюджетных расходов признаны элементами управления распределением общественных ресурсов в бюджетном процессе, способами обеспечения контроля за эффективностью бюджетных решений и могут быть полезными для участников бюджетного процесса как на этапе формирования, так и на этапе исполнения бюджетных расходов.

35-45 895
Аннотация

Цель исследования – предложить концептуальный подход к оценке эффективности фискальной политики в контексте социально-экономических интересов на основе выделения позиции государства не только как получателя налогов, но и как регулятора хозяйственной деятельности. В соответствии с целью, поставлены следующие задачи: 1) в рамках концептуального подхода к оценке эффективности фискальной политики в контексте социально-экономических интересов подхода предложить математическую интерпретацию целевой функции уплачиваемых налогов экономическим субъектом – налогоплательщиком и целевой функции налоговых поступлений государству; 2) обосновать функциональные ограничения данных целевых функций и предложить логику обоснования параметров кривой Лаффера; 3) предложить подход к объяснению формы кривой Лаффера, обусловленной поворотом параболы на ось штрафов; 4) для подтверждения предложенного подхода на основе корреляционного анализа оценить тесноту связи уровня налоговой нагрузки, количества выездных проверок и объёма доначисленных средств за выездную налоговую проверку.

Материалы и методы. В статье использована информация научные труды российских и зарубежных ученых, Интернет-ресурсы. В работе были использованы следующие методы: метод логического анализа (для логического обоснования параметров кривой Лаффера); корреляционный анализ (для выявления взаимосвязи уровня налоговой нагрузки, количества выездных проверок и объёма доначисленных средств за выездную налоговую проверку); оценка тесноты связи проверена по шкале Чеддока; графический метод (для отражения различных подходов к построению кривой Лаффера).

Результаты. В работе предложен концептуальный подход к оценке эффективности фискальной политики в контексте социально-экономических интересов, который предполагает выделение позиции государства не только как получателя налогов, но и как регулятора хозяйственной деятельности. В рамках данного подхода предложены математическая интерпретация целевой функции уплачиваемых налогов экономическим субъектом – налогоплательщиком и целевой функции налоговых поступлений государству.

Обоснованы функциональные ограничения данных целевых функций и предложена логика обоснования параметров кривой Лаффера. Рассмотрены различные подходы к построению кривой Лаффера. Проанализированы аргументы критиков кривой Лаффера. Предложен подход к объяснению формы кривой Лаффера, обусловленной поворотом параболы на ось штрафов. Определена логика обоснования параметров кривой Лаффера. На основе корреляционного анализа оценена теснота связи уровня налоговой нагрузки, количества выездных проверок и объёма доначисленных средств за выездную налоговую проверку. Выявлена тенденция к снижению количества выездных проверок (как формы налогового контроля) при сохранении основной фискальной задачи роста поступлений в бюджет Российской Федерации.

Заключение. Предложенный концептуальный подход к оценке эффективности фискальной политики в контексте социально-экономических интересов дает возможность разделить оценку фискальной эффективности и макроэкономической эффективности фискальной политики и руководствоваться предложенными параметрами при определении ставок налогообложения, что позволит использовать фискальную политику государства как элемент гармонизации социально-экономических интересов общества.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

46-56 896
Аннотация

Цель исследования. Установление специфики ситуации в сфере народосбережения в регионах Центрального федерального округа, идентифицировать соответствие государственной социально экономической политики реальному состоянию народосбережения в регионах Российской Федерации.

Материалы и методы. В процессе подготовки статьи авторами использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Территориальной службы государственной статистики по Орловской области, труды отдельных ученых и общественных организаций по проблемам народосбережения. В ходе работы были использованы статистические методы исследования: табличный и графический методы, анализ показателей рядов динамики, метод группировок.

Результаты. Была исследована динамика численности населения в 1990–2021 гг. в разрез федеральных округов страны, в том числе по регионам Центрального федерального округа, в зависимости от отдельных факторов (естественного, механического движения).Исследование численности населения в областях Центрального федерального округа показало, что за период 1990–2021 гг. сокращение численности населения установлено во всех субъектах ЦФО (кроме Белгородской, Московской областях и г. Москва). Наиболее быстрыми темпами уменьшается сельское население: коэффициенты смертности значительно превышают коэффициенты рождаемости в сельской местности, сокращается доля трудоспособного населения, увеличивается доля населения старше трудоспособного возраста.

Заключение. Проблема народосбережения является актуальной и требует разработки эффективной системы управления качеством жизни населения и регулирования демографических процессов в областях Центрального федерального округа: Владимирской, Тверской, Орловской, Смоленской, Тульской, Ивановской; в которых уменьшение численности населения связано с естественными факторами: уровень смертности значительно превышает уровень рождаемости. Целесообразно сформировать региональные программы по совершенствованию организации здравоохранения в областях: Владимирской, Калужской, Ивановской, Орловской, Тверской, Ярославской. Для управления миграционными процессами, снижения дефицита рабочей силы в соответствии с потребностями экономики региона, создание рабочих мест и условий развития малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни населения разработать соответствующие программы в областях: Владимирской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

57-70 2108
Аннотация

Цель исследования. Цель работы состоит в оценке состояния туристской отрасли с использованием статистических методов, анализа научной литературы и выявлении основных тенденций и перспективных направлений ее развития. Статья посвящена возможностям статистического анализа в условиях ограниченности статистической информации по России в отношении индустрии туризма.

Материалы и методы. В статье использованы следующие научные методы: анализ научной литературы, анализ динамики и структуры, коэффициентный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, графический анализ, прогнозирование показателей туристской отрасли. Анализ российской и зарубежной литературы позволил сформулировать выводы о современных методиках анализа, используемых для оценки проблем туриндустрии. Анализ показателей в динамике позволил выявить и описать основные тенденции развития туристских потоков, объемов и стоимости реализации туристских пакетов. Рассчитанная структура коллективных средств размещения показала их процентное соотношение в течение исследуемого периода и изменение их долей. Использование корреляционного анализа позволило установить тесноту и направление статистических связей между отдельными факторами, оказывающими влияние на состояние отрасли и объемами туристских поездок. Построена модель множественной регрессии, основанная на показателях, характеризующих динамику цен на реализуемые туры, состояние транспортной сферы и сферы питания методология. На основе методики Бокса – Дженкинса построены прогнозные модели и посчитаны среднесрочные прогнозы по переменным, характеризующим количество туристских фирм и количество санаторно-курортных организаций и организаций отдыха. Исходными данными для исследования послужили данные Росстата в годовом и в пространственном измерении за период 2011–2020 гг.

Результаты. В статье выделены основные направления исследований в области туриндустрии, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов. Зарубежный подход к ее оценке осуществляется через доказательные методы. Исследования отечественных авторов в большей степени сконцентрированы на реализации программно-целевых методов и выявлении проблем оценки и перспектив развития отрасли в РФ. Анализ динамики въездных и выездных туристских поездок показал тенденцию снижения их общего количества, которая обусловлена низким уровнем туристической привлекательности, шоками и ограничительными мерами, вызванными пандемией SARS-CoV-2, напряженной внешнеполитической обстановкой. Установлено, что наиболее активные внешние турпотоки РФ наблюдаются со странами ближнего зарубежья. Корреляционный анализ показал наличие статистической связи количества совершаемых турпоездок с состоянием транспортной инфраструктуры стоимостью реализуемых турпакетов. Установлена тенденция роста реализации турпакетов по российским направлениям и сокращение их числа по зарубежным направлениям, которая обусловлена увеличением диспропорции между средней стоимостью турпакетов в зависимости от направления отдыха. Проведенная процедура регрессионного анализа показала взаимосвязи между числом реализованных гражданам РФ турпакетов с переменными «средняя стоимость реализуемых турпакетов» и «парк воздушных судов», что указывает на необходимость развития транспортной инфраструктуры и оптимизации стоимости отдыха. Прогнозные расчеты по количеству турфирм и санаторно-курортных организаций показали их снижение в среднесрочной перспективе, что указывает на необходимость принятия соответствующих мер активизации туристского предпринимательства.

Заключение. На основании результатов проведенного статистического анализа, анализа научной литературы и содержания программ развития туризма в РФ, авторами обозначены общие проблемы и направления развития отрасли. Основные проблемы отрасли состоят в: слабой туристической привлекательности, недостаточной развитости туристской и транспортной инфраструктуры, недостатке средств размещения ориентированных на массового туриста, низком качеством внутренних услуг размещения, высокой стоимости зарубежных туров. Приоритетные направления развития отечественного туристического бизнеса связаны с: внедрением современных цифровых технологий, активной рекламой внутреннего туризма, оптимизацией издержек предприятий туриндустрии, активизацией господдержки в сложных экономических условиях.

СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ

71-86 448
Аннотация

Цель исследования. Целью исследования является совершенствование методического аппарата когнитивного моделирования социально-экономических систем (СЭС) и прогнозирования показателей их функционирования и развития, обеспечивающего повышение точности и достоверности получаемых результатов. Существующие модели и методики не в полной мере обеспечивают необходимую точность и достоверность моделей, что требует развития математического аппарата когнитивного моделирования в части повышения качества разрабатываемых когнитивных моделей.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы методы комплексного подхода к решению поставленной задачи, декомпозиции ее на взаимосвязанные этапы, описание содержания каждого этапа в их взаимосвязи и представление обобщенного варианта методики с учетом особенностей объекта исследования. Разработанный подход обеспечивает построение более точной и достоверной когнитивной модели. Показана эффективность разработанного методического аппарата.

Результаты. Проведен детальный анализ существующих критериев и подходов к решению задачи верификации когнитивных моделей, который показал отсутствие единой методики и комплексного подхода в решении задач когнитивного моделирования СЭС на основе когнитивных карт. Разработана совокупность методик, реализующих этапы когнитивного моделирования: методика построения проблемного поля ситуации; методика синтеза когнитивной карты, ее структурно-целевого анализа и анализа системных характеристик, а также методика верификации когнитивной модели.

Заключение. Предложено комплексное решение задачи построения когнитивной модели анализа и прогнозирования деятельности университета, включающее совокупность этапов: этап построения проблемного поля ситуации; идентификации факторов и связей между ними; этапе построения когнитивной карты и ее верификации, а также этап анализа системных характеристик когнитивной модели, валидации когнитивной модели. Разработанный методический аппарат предназначен для получения адекватной модели, обеспечивающей более точные и достоверные результаты моделирования объекта исследования.

87-96 433
Аннотация

Целью данного исследования является разработка, оценка эффективности и применимости эпидемиологической модели развития хронического вирусного гепатита С, с возможностью прогнозирования количества человек, которым необходимо провести тестирование на наличие вируса.

Материалы и методы. В своем исследовании были использованы официальные данные по Республике Башкортостан по распространению хронического вирусного гепатита С (ежегодная динамика заболевших) в период с 2005 по 2020 гг., которые были предоставлены по запросу к Республиканской клинической инфекционной больнице. Демографические показатели по рождаемости и смертности были взяты из ежегодного статистического отчета Башкортостанстата. В исследовании были рассмотрены 2 математические модели: 1) Модель SIR. Рассматривает три группы: восприимчивые (те, кто еще не заразился), инфицированные и выбывшие (те, кто выздоровел или умер). 2) Модель STIRD – усовершенствованная автором модель SIR, которая учитывает пять групп населения: восприимчивые (те, кто еще не заразился), тестируемые (те, кто контактировал с инфицируемыми и требующие проведения теста для уточнения диагноза), инфицированные, выбывшие (те, кто выздоровел) и умершие.

Результаты. С 2015 до 2017 года модель давала репрезентативные данные по прогнозу инфицированных, ошибка составляла около 1,5–4%, но после этого периода, начиная с 2018г., процент ошибки стал критичным и модель потеряла свою репрезентативность. Чтобы объяснить это явление, есть 2 причины: первое, это легкодоступность препаратов для лечения ХВГС, второе, в модели необходимо использовать марковские модели, так как при расчете не учитывается динамика изменения коэффициентов модели. В итоге, в результате коронавирусной пандемии в 2020 году ошибка составила более 166%, это связано со снижением контактов между людьми и как результатом, резким снижением заболеваемости ХВГС.

Заключение. Предложенная автором полная (с учетом демографического изменения структуры населения) эпидемиологическая модель STIRD хорошо себя показала при среднесрочном прогнозировании до трех лет. Существенным преимуществом данной спецификации модели по сравнению с другими эпидемиологическими моделями является наличие возможности построить прогноз по количеству необходимых для проведения диагностических лабораторных тестов на выявление вируса у человека. Это важно, так как диагностирование и лечение ХГВС покрывается из средств ОМС и региональных бюджетов. Эпидемиологическое моделирование открывает широкие возможности для разработки сценариев борьбы с вирусным гепатитом С, особенно с его хронической формой, ведь по данным ВОЗ у каждой страны есть возможность к 2030 г. полностью избавиться от данной социально-значимой инфекции.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)