Анализ состояния туристской отрасли в России и направления ее развития
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-4-57-70
Аннотация
Цель исследования. Цель работы состоит в оценке состояния туристской отрасли с использованием статистических методов, анализа научной литературы и выявлении основных тенденций и перспективных направлений ее развития. Статья посвящена возможностям статистического анализа в условиях ограниченности статистической информации по России в отношении индустрии туризма.
Материалы и методы. В статье использованы следующие научные методы: анализ научной литературы, анализ динамики и структуры, коэффициентный анализ, корреляционный и регрессионный анализ, графический анализ, прогнозирование показателей туристской отрасли. Анализ российской и зарубежной литературы позволил сформулировать выводы о современных методиках анализа, используемых для оценки проблем туриндустрии. Анализ показателей в динамике позволил выявить и описать основные тенденции развития туристских потоков, объемов и стоимости реализации туристских пакетов. Рассчитанная структура коллективных средств размещения показала их процентное соотношение в течение исследуемого периода и изменение их долей. Использование корреляционного анализа позволило установить тесноту и направление статистических связей между отдельными факторами, оказывающими влияние на состояние отрасли и объемами туристских поездок. Построена модель множественной регрессии, основанная на показателях, характеризующих динамику цен на реализуемые туры, состояние транспортной сферы и сферы питания методология. На основе методики Бокса – Дженкинса построены прогнозные модели и посчитаны среднесрочные прогнозы по переменным, характеризующим количество туристских фирм и количество санаторно-курортных организаций и организаций отдыха. Исходными данными для исследования послужили данные Росстата в годовом и в пространственном измерении за период 2011–2020 гг.
Результаты. В статье выделены основные направления исследований в области туриндустрии, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов. Зарубежный подход к ее оценке осуществляется через доказательные методы. Исследования отечественных авторов в большей степени сконцентрированы на реализации программно-целевых методов и выявлении проблем оценки и перспектив развития отрасли в РФ. Анализ динамики въездных и выездных туристских поездок показал тенденцию снижения их общего количества, которая обусловлена низким уровнем туристической привлекательности, шоками и ограничительными мерами, вызванными пандемией SARS-CoV-2, напряженной внешнеполитической обстановкой. Установлено, что наиболее активные внешние турпотоки РФ наблюдаются со странами ближнего зарубежья. Корреляционный анализ показал наличие статистической связи количества совершаемых турпоездок с состоянием транспортной инфраструктуры стоимостью реализуемых турпакетов. Установлена тенденция роста реализации турпакетов по российским направлениям и сокращение их числа по зарубежным направлениям, которая обусловлена увеличением диспропорции между средней стоимостью турпакетов в зависимости от направления отдыха. Проведенная процедура регрессионного анализа показала взаимосвязи между числом реализованных гражданам РФ турпакетов с переменными «средняя стоимость реализуемых турпакетов» и «парк воздушных судов», что указывает на необходимость развития транспортной инфраструктуры и оптимизации стоимости отдыха. Прогнозные расчеты по количеству турфирм и санаторно-курортных организаций показали их снижение в среднесрочной перспективе, что указывает на необходимость принятия соответствующих мер активизации туристского предпринимательства.
Заключение. На основании результатов проведенного статистического анализа, анализа научной литературы и содержания программ развития туризма в РФ, авторами обозначены общие проблемы и направления развития отрасли. Основные проблемы отрасли состоят в: слабой туристической привлекательности, недостаточной развитости туристской и транспортной инфраструктуры, недостатке средств размещения ориентированных на массового туриста, низком качеством внутренних услуг размещения, высокой стоимости зарубежных туров. Приоритетные направления развития отечественного туристического бизнеса связаны с: внедрением современных цифровых технологий, активной рекламой внутреннего туризма, оптимизацией издержек предприятий туриндустрии, активизацией господдержки в сложных экономических условиях.
Об авторах
П. Г. НиколенкоРоссия
Полина Григорьевна Николенко - к.э.н., доцент, доцент кафедры «Товароведения, сервиса и управление качеством»
Княгинино
А. М. Терехов
Россия
Андрей Михайлович Терехов - к.э.н., доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
SPIN-код: 1019-1537
Нижний Новгород
Список литературы
1. Jiang L., Wu H. and Song Y. Diversified demand for health tourism matters: From a perspective of the intra-industry trade // Social Science & Medicine. 2022. № 293. С. 114630. DOI: 10.1016/j.socscimed.2021.114630.
2. Obembe D., Kolade O., Obembe F., Owoseni A., Mafimisebi O. Covid-19 and the tourism industry: An early stage sentiment analysis of the impact of social media and stakeholder communication // International Journal of Information Management Data Insights. 2021. № 1(2). С. 100040. DOI: 10.1016/j.jjimei.2021.100040.
3. Zhang X., Guo W., Bashir M.B. Inclusive green growth and development of the high-quality tourism industry in China: The dependence on imports // Sustainable Production and Consumption. 2022. № 29. С. 57–78. DOI: 10.1016/j.spc.2021.09.023.
4. Zhou B., Wen Z., Yang Y. Agglomerating or dispersing? Spatial effects of high-speed trains on regional tourism economies // Tourism Management. 2021. № 87. С. 104392. DOI: 10.1016/j.tourman.2021.104392.
5. Bhattacharya P., Dash A.K. Determinants of blue economy in Asia-Pacific island countries: A study of tourism and fisheries sectors // Ocean & Coastal Management. 2021. № 211. С. 105774. DOI: 10.1016/j.ocecoaman.2021.105774.
6. Kim Y.R., Williams A.M., Park S., Chen J.L. Spatial spillovers of agglomeration economies and productivity in the tourism industry: The case of the UK // Tourism Management. 2021. № 82. С. 104201. DOI: 10.1016/j.tourman.2020.104201.
7. Ekeocha D.O., Ogbuabor J.E., Orji A., Kalu U.I. International tourism and economic growth in Africa: A post-global financial crisis analysis // Tourism Management Perspectives. 2021. № 40. С. 100896. DOI: 10.1016/j.tmp.2021.100896.
8. Ruan W., Zhang S. Can tourism information flow enhance regional tourism economic linkages? // Journal of Hospitality and Tourism Management. 2021. № 49. С. 614–623. DOI: 10.1016/j.jhtm.2021.11.012.
9. Siano R.D., Canale R.R. Controversial effects of tourism on economic growth: A spatial analysis on Italian provincial data // Land Use Policy. 2022. № 117. С. 106081. DOI: 10.1016/j.landusepol.2022.106081.
10. Saluja V., Anand S., Peng J., Kumar H. The perceived impact of tourism development and sustainable strategies for residents of Varkala, South India // International Journal of Geoheritage and Parks. 2022. DOI: 10.1016/j.ijgeop.2022.03.003.
11. Swart K. George R., Cassar J. The 2014 FIFA World Cup (TM): Tourists’ satisfaction levels and likelihood of repeat visitation to Rio de Janeiro // Journal of destination marketing & management. 2018. № 8. С. 102–113.
12. Силова Е.С. Анализ развития индустрии туризма в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 7(429). С. 110–117.
13. Королев Н.В. Стратегии развития туристско-рекреационного комплекса России // Вестник университета. 2018. № 9. С.69.
14. Бакуменко О.А. Развитие подходов к оценке эффективности функционирования региональных туристских кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 46. С. 41–50.
15. Цыганков Д. А. Методы анализа и планирования развития внутреннего туризма в регионе (на муниципальном уровне). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 08.00.05. Москва. 2013.
16. Маркина Ю.М., Музыченко Н.П. Формирование регионального турпродукта на туристическом рынке хабаровского края в условиях пандемии // Теория и практика общественного развития. 2021. № 1. С. 28–33.
17. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Шамина Е.М., Биндюков А.П. Критерии формирования туристского продукта в Карелию // Московский экономический журнал. 2020. № 2. С. 521.
18. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Голованова С.О., Домнина, А.И. Развитие Алтайского края: туристские продукты и ресурсы // Московский экономический журнал. 2020. № 2. С. 553.
19. Биндюкова А.П., Казаков М.Е., Булганина С.В., Лебедева, Т.Е. Стратегии развития туризма в Калининградской области // Московский экономический журнал. 2020. № 3. С. 385.
Рецензия
Для цитирования:
Николенко П.Г., Терехов А.М. Анализ состояния туристской отрасли в России и направления ее развития. Статистика и Экономика. 2022;19(4):57-70. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-4-57-70
For citation:
Nikolenko P.G., Terekhov A.M. Analysis of The State of The Tourism Industry in Russia аnd The Direction of Its Development. Statistics and Economics. 2022;19(4):57-70. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-4-57-70