ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Цель исследования. Социально-экономическая политика государства является целенаправленной деятельностью по перераспределению ресурсов с целью достижения благополучия населения. Её предназначение – решение социально-экономических проблем населения в области поддержания достойного уровня жизни, обеспечения занятости населения, регулирования трудовых отношений, социальной защиты и развития отраслей социальной сферы.
Цель исследования – статистический анализ качества жизни населения Приволжского федерального округа для оценки эффективности проводимой социально-экономической политики.
Материалы и методы. Методологической основой исследования послужил метод агрегирования, позволяющий рассчитать индикаторы преимуществ: опережение, паритет и отставание от среднероссийского уровня. Вычисление интегральной оценки осуществлялось без учета весовых коэффициентов компонентов качества жизни. Для оценки качества жизни населения выделено 10 параметров, затрагивающих ключевые направления социальной политики: финансовое положение, трудовая деятельность, жилищные условия, безопасность жизни, здоровье населения, образование, культура, транспортная инфраструктура, информационно-коммуникационные ресурсы, жизненный потенциал населения. Каждый параметр качества жизни характеризуется спектром частных показателей.
Информационная база исследования – данные Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. Результаты расчетов подтверждают высокую дифференциацию регионов ПФО по параметрам качества жизни населения. Не выявлено ни одного региона ПФО со стабильным поведением индикаторов преимуществ. Только два региона ПФО имеют значение интегрального показателя больше единицы: Нижегородская область и Республика Марий Эл. По большинству параметров качества жизни в этих регионах наблюдается опережение относительно среднероссийского уровня. По остальным регионам ПФО значения интегральных показателей меньше единицы, что свидетельствует об отставании от среднероссийского уровня различных параметров качества жизни. Регионом с самым низким значением интегральной оценки является Республика Мордовия.
Цель исследования. В статье представлена авторская методика отбора регионов-конкурентов на основе их специализации. Формирование статистической совокупности регионов-конкурентов является одним из этапов методики управления конкурентоспособностью региона. Отбор регионов-конкурентов предшествует этапу проведения оценки конкурентоспособности региона и выявления его конкурентных преимуществ. Игнорирование этапа отбора регионов-конкурентов в исследовании конкурентоспособности регионов приводит к нивелированию различий субъектов Российской Федерации по социально-экономическим условиям развития и снижает возможность принятия эффективных управленческих решений по повышению конкурентоспособности регионов страны. Цель статьи – совершенствование методики отбора регионов-конкурентов на основе их специализации.
Материалы и методы. В процессе достижения цели использовались статистические методы анализа, факторный анализ, кластерный анализ, метод основного массива. Расчеты производились в программах SPSS Statistics и Excel. В работе использованы статистические данные Росстата. Для выполнения расчетов рассматривалась ВДС в структуре ОКВЭД2 за 2020 г.
Результаты. В статье усовершенствована методика отбора регионов-конкурентов на основе их специализации. Рассматриваемая методика содержит 7 этапов. Её отличием от предшествующей методики является добавление двух этапов: извлечения факторов долей ВДС или коэффициентов локализации по видам экономической деятельности регионов с помощью факторного анализа и кластеризации регионов на основе выделенных факторов. Для апробации методики рассчитаны коэффициенты локализации в разрезе видов экономической деятельности субъектов Российской Федерации за 2020 г. Представлена их описательная статистика. Совокупность регионов-конкурентов сформирована для Амурской области. Конкурентами области являются 11 регионов страны, в которых преобладают «добыча полезных ископаемых» и «строительство».
Заключение. Решение проблемы формирования статистической совокупности регионов-конкурентов является важным условием объективности и достоверности результатов оценки конкурентоспособности регионов. В статье показано, что отбор регионов-конкурентов необходимо проводить с учетом специализации региона, которая является выражением уровня социально-экономического развития региона, его специфики. Разделение совокупности регионов страны на однородные группы в соответствии с их специализацией позволяет провести качественный анализ конкурентоспособности регионов внутри каждой отдельной группы. Представленная методика является универсальной, т.к. её информационной базой может выступать как отраслевая структура экономики регионов Российской Федерации, так и рассчитанные на ее основе коэффициенты локализации, характеризующие специализацию регионов.
Цель исследования. Статистическое исследование вопросов социально-экономического развития региона приобретает особую значимость в кризисных ситуациях. Методы статистики позволяют дать количественную оценку текущей ситуации, выявить влияние кризисных явлений и выполнить прогноз развития региона. В анализе социально-экономического развития ключевыми выступают как экономические характеристики (ВВП, производство и распределение), так и непосредственно индикаторы уровня жизни населения (уровень безработицы, доходы населения и оплата труда). Целью данной статьи является статистическая оценка влияния кризисных ситуаций на социально-экономическую ситуацию в Санкт-Петербурге.
Материалы и методы. Информационной базой исследования выступили официальные данные Федеральной службы государственной статистики. В статье использованы методы анализа временных рядов, кластерный анализ и анализ структурных сдвигов.
Результаты. По результатам проведенного исследования выявлены основные периоды в динамике основных социально-экономических показателей. Отдельное внимание уделено изучению структуры ВРП Санкт-Петербурга. Сделан акцент на сопоставлении динамики показателей региона с данными по федеральному округу и РФ в целом. Рассмотрены особенности развития города с помощью кластерного анализа по актуальному кругу факторов для различных временных периодов. Дана оценка достижения ключевых плановых показателей и предложен комплексный показатель для оценки развития динамики социально-экономического развития региона. Особое внимание уделено анализу влияния кризисных ситуаций на социально-экономическое положение региона и оценку степени их воздействия.
Заключение. По результатам проведенного анализа даны рекомендации по развитию региона, которые могут быть использованы при проведении социально-экономической политики. Особое внимание уделено показателям уровня жизни.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Цель исследования. Несмотря на то, что по северо-арктической тематике накоплен значительный объем исследовательских работ, отмечается недостаточность актуальных исследований о взаимосвязи инвестиций в основной капитал и экономического роста для северных субъектов Российской Федерации. При этом северные субъекты страны являются особым объектом управления: специфика Севера ломает привычные представления и закономерности, делает неприемлемыми или менее эффективными стандартные подходы к управлению экономическим ростом. В настоящее время в практике стратегического планирования инвестиционной деятельности на Севере наблюдается формальный подход к разработке соответствующих документов — инвестиционные стратегии не всегда разрабатываются на долгосрочный период, в основном не обновляются, в смысловом содержании сохраняется ориентация на сложившуюся структуру производства, специфика инвестиционной деятельности не находит достаточного отражения при постановке целей относительно натурально-вещественных характеристик инвестиционных потоков. Целью работы являлось получение количественных оценок влияния капитальных инвестиций на экономический рост северного субъекта, которые позволят при разработке документов стратегического планирования инвестиционной деятельности более обоснованно подходить к определению значений целевых показателей, устанавливать экономический эффект от запланированных инвестиций вложений.
Материалы и методы. Для северных субъектов Российской Федерации выполнен ретроспективный анализ реализации взаимосвязи уровня инвестирования и приростной капиталоемкости (затрат инвестиций на единицу абсолютного прироста валового регионального продукта), а также уровня инвестирования и роста валового регионального продукта. Осуществлен анализ региональных панельных данных 12-ти северных субъектов Российской Федерации для определения влияния ресурсного, инвестиционного, инновационного факторов на экономический рост северного региона.
Результаты. Высокие значения экономической динамики в северном субъекте могут быть достигнуты только при большем объеме инвестиций по сравнению с другими субъектами страны. Так, прирост валового регионального продукта выше 3% в северном субъекте обычно наблюдается в том случае, если уровень инвестирования значительно превышает среднероссийское значение, т.е. составляет более 30%. По результатам панельного анализа получены оценки влияния инвестиционно-инновационных факторов на экономический рост северного региона: увеличение уровня инвестирования на 10 п.п. соответствует приросту валового регионального продукта северного субъекта на 1.1%, увеличение доли инновационных товаров, работ, услуг на 10 п.п. соответствует приросту валового регионального продукта на 1.6%, увеличение доли валовой добавленной стоимости по разделу Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» в валовом региональном продукте на 10 п.п. соответствует приросту валового регионального продукта на 6.7%.
Заключение. На экономический рост северного субъекта оказывает существенное влияние степень сконцентрированности экономики на добыче полезных ископаемых. Инновационная активность предприятий, повышение уровня инвестирования оказывают положительное влияние на региональную экономическую динамику. Немаловажным является положительный эффект, возникающий при увеличении уровня инвестирования у соседних регионов. Наличие «северного удорожания» продолжает оставаться особенностью инвестиционных процессов на Севере.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Развитие аграрной отрасли в условиях Северного Нечерноземья России обеспечивает продовольственную безопасность на уровне регионов. Диагностика состояния сельского хозяйства на региональном уровне с учетом инвестиционной составляющей позволяет определить векторы ее развития с учетом комплекса факторов.
Цель исследования – разработка и апробация методики многомерного сравнительного анализа развития сельского хозяйства на примере субъектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
Материалы и методы. Исследование основано на изучении ранее опубликованных научных работ ученых в области применения статистических методов в оценке динамики развития регионов и диагностики состояния аграрной отрасли. Использование нормативно-правовых актов развития отрасли и сведений, предоставляемых Росстатом, обеспечили объективность проведенных расчетов. Применение классических статистических методов, в том числе многомерного сравнительного анализа, обеспечило системный подход к диагностике развития сельского хозяйства на региональном уровне.
Результаты. Разработанная в исследовании методика комплексной сравнительной оценки регионов предполагает многомерные сопоставления показателей, характеризующих каждый объект, представленных в виде системы индикаторов, разделенных на проблемные блоки. В результате реализации алгоритма и последовательности расчетов, предусмотренных методикой, для каждого региона получен интегрированный показатель комплексной сравнительной оценки развития отрасли сельского хозяйства в сравнении с другими регионами СЗФО. Полученные сравнительные оценки по проблемным блокам и подблокам показателей, и интегрированно по всей их системе служат основой для выстраивания рейтингов сравниваемых регионов, определения их слабых и сильных мест в развитии исследуемой отрасли. Методика анализа включает нормирование каждого показателя по совокупности сравниваемых регионов, расчет частных сравнительных оценок для каждого из них в матричной форме, построение промежуточной оценочной таблицы, основанной на расчете суммы их значений по всей системе анализируемых показателей состояния и развития сельского хозяйства для каждого региона. Обобщение результата оценки реализуется путем суммирования рассчитанных ранее показателей. Интегральная оценка субъектов основана на приведении полученных обобщающих сравнительных оценок к неотрицательному виду и процентное выражение их значений. Анализ частных сравнительных оценок каждого проблемного блока позволяет определить вклад соответствующего этому блоку фактора в формирование значения интегрированной оценки, тем самым оценить в первую очередь проблемные стороны развития сельскохозяйственной отрасли в сравнительной оценке с ситуацией, сложившейся в других регионах.
Заключение. Диагностика развития сельского хозяйства на основе предложенной методики позволяет определить ключевые факторы реализации стратегии развития отрасли для принятия обоснованных управленческих решений.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Целью исследования является обоснование инструментария для разработки региональных направлений развития институциональных механизмов управления и адаптации к ним населения на основе стратегических приоритетов государства. Проблема разработки стратегических направлений развития региона связана с различием, особенностями и возможностями каждой территории страны. Принятие Указа Президента Российской Федерации в 2020 году «О национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года» потребовало изменить региональные цели и направления развития территорий. Актуальность исследования связана с обострением социально-демографических проблем, которые негативно влияют на благополучие и здоровье людей, эффективность труда и предпринимательство, на адаптацию населения к современным угрозам. Гипотеза – результативность стратегических направлений развития институциональных механизмов управления регионом и адаптации к ним населения предлагается проводить на основе балансовых построений.
Методы: балансовый метод, индексный, структурный, сравнительных оценок и методология официальной статистики.
Результаты: разработаны основные стратегические направления развития институциональных механизмов управления дотационного региона, которые включают в себя: сохранение населения, здоровья и благополучия людей; ускоренного развитие оборонно-промышленного комплекса и агропродовольственной системы; создание комфортной и безопасной среды для жизни, успешного предпринимательства и цифровой трансформации. Обоснована теоретическая схема стратегических направлений развития экономики на основе баланса интересов наемных работников и работодателей. На основе оценки состояния регионального хозяйства Курганской области обоснованы стратегические направления развития экономики на период до 2030 года.
Заключение: преимуществом данного подхода является возможность учета особенностей и различий функционирования механизмов управления и адаптации к ним населения регионов страны. Стратегические направления развития региона позволят организовать дальнейшие исследования по решению проблем воспроизводства населения, качества жизни и устойчивости функционирования экономики, в перспективе определять результативные и негативные факторы, влияющие на условия жизнедеятельности людей.
МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИКИ
Актуальность проведенного исследования обуславливается необходимостью контроля и прогнозирования затрат предприятий на поддержание в безопасном состоянии остановленных объектов использования атомной энергии для решения задач бюджетного планирования. В ближайшие годы ожидается рост операционных затрат в связи с увеличением количества таких объектов. Для решения проблемы используются эконометрические методы прогнозирования.
Цель исследования. Целью настоящей работы является разработка методики оценки затрат на поддержание в безопасном состоянии ядерно и радиационно опасных объектов и безопасное хранение радиоактивных отходов с учетом специфики ведения бухгалтерского учета на предприятиях атомной отрасли и прогнозирование таких затрат с учетом планов по останову и выводу из эксплуатации объектов и удалению накопленных радиоактивных отходов из пунктов хранения в будущем.
Материалы и методы. В работе разработана методика для выделения из общей структуры затрат, связанных с поддержанием остановленных объектов и пунктов хранения радиоактивных отходов предприятий атомной отрасли. Выполнена совокупная оценка таких затрат для объектов, эксплуатация которых по проектному назначению в настоящий момент прекращена. На базе полученных ретроспективных данных разработана корреляционно-регрессионная модель со структурными изменениями для прогнозирования затрат на поддержание в безопасном состоянии объектов использования атомной энергии, остановке которых ожидается в будущем. Разработанная модель позволяет учитывать специфику объектов, их уровень радиационной опасности и габаритные характеристики, средний уровень заработной платы на предприятиях и стоимость ресурсов.
Результаты. На основании планов по остановке и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии и удалению радиоактивных отходов из пунктов хранения выполнено прогнозирование затрат на поддержание в безопасном состоянии таких объектов с горизонтом планирования до 2050 года. Результаты расчетов показывают, что затраты для объектов использования атомной энергии (кроме блоков атомных электростанций) к 2035 году вырастут до 10 млрд руб. в год (в ценах 2022 года) и значительно сократятся после 2035 года – до 7,5 млрд руб. в год. Сокращение будет обусловлено переводом в ядерно и радиационно безопасное состояние крупных объектов радиохимических заводов, а также консервации площадок размещения промышленных уран-графитовых реакторов. Затраты на поддержание в безопасном состоянии пунктов хранения накопленных радиоактивных отходов будут ежегодно сокращаться (практически линейно) по мере передачи на захоронение удаляемых РАО и консервации пунктов хранения особых радиоактивных отходов. К 2035 году затраты сократятся с текущего уровня 5 млрд руб. до 4,3 млрд руб. в год.
Заключение. Полученные в рамках исследования результаты подтверждают высокую значимость реализации Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2035 года», в рамках которой предполагается вывести из эксплуатации около 75 остановленных ядерно и радиационно опасных объектов и передать на захоронение около 155 тыс. куб. м. радиоактивных отходов.