МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИКИ
Целью исследования является оценка изменений системы тарификации, применяемой при проезде пользователей через пункт оплаты платной автомобильной дороги. При эксплуатации на платной основе крупных инфраструктурных объектов, реализованных в городской среде, оператор неизбежно сталкивается с необходимостью адаптации интеллектуальной транспортной системы под условия постоянно возрастающего объема и меняющегося состава трафика. Подобные изменения напрямую отражаются на пропускной способности платной дороги, в частности, пунктов взимания платы. Проводимые исследования направлены на анализ метода снижения транспортной нагрузки на ПВП в пиковые часы путем внесения изменений в систему тарификации, направленных на равномерное распределение транспортного потока в течении суток. В качестве примера был выбран пункт взимания платы на основному ходу платной автомобильной дороги Западный Скоростной Диаметр, расположенный в г. Санкт-Петербурге.
Материалы и методы. Для оценки качества функционирования и пропускной способности пункта взимания платы использовалась дискретно-событийная имитационная модель, разработанная в программной среде AnyLogic. Данное программное обеспечение обладает достаточным уровнем детализации для воспроизведения работы системы взимания платы, и позволяющее осуществить управление всеми необходимыми параметрами системы и транспортного потока. Анализа данных, полученных на основании проведенных имитационных экспериментов на модели, осуществлялся с помощью статистического пакета R.
Результаты. В рамках проводимого исследования были определены эксплуатационные характеристики пункта взимания платы, в частности его пороговая пропускная способность, и, в случае её превышения, определена длина возникающей очереди. Учитывая риски оператора, возникающие при образовании транспортного затора, был предложен подход по изменению тарифной политики платной дороги путем использования более гибкой тарификации, основывающейся на разделении дневного тарифа на несколько временных интервалов, и применении повышающих коэффициентов при оплате проезда в часы-пик. На примере пропускного пункта ЗСД были рассмотрены повышающие коэффициенты стоимости проезда в час пик, а также оценены риски снижения получаемого дохода оператора от сбора платы за проезд.
Заключение. На основании полученных результатов может быть проведена оценка эффективности применения мероприятий по изменению существующей тарифной политики, направленных на оптимизацию транспортного потока платной автомобильной дороги. Кроме того, подобный анализ может применяться для оценки инвестиционной привлекательности проекта, разработки тарифной политики, увеличения получаемого дохода и других подобных задачах. Дальнейшее исследование данной области может быть направлено на увеличение экономических показателей инфраструктурных проектов, и выработки дополнительных математических инструментов, применяемых при формировании тарифной политики.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Цель исследования. В настоящее время большое внимание уделяется сбору, представлению и анализу данных об объеме, структуре и динамике экономических активов. Стоимость экономических активов, их состав, эффективное управление активами определяют траекторию развития национальной экономики и отдельных ее секторов. Финансовые активы являются составной частью экономических активов, их значение в деятельности хозяйствующих субъектов неуклонно возрастает. Целью работы является систематизация теоретических и практических разработок по представлению данных о финансовых активах в современной макроэкономической статистике России, определение направлений совершенствования методов оценки финансовых активов, системы показателей, характеризующих их состояние и движение.
Материалы и методы. В работе авторы рассмотрели классификацию финансовых активов, применили структурный и динамический анализ данных, а также методы теоретического исследования в форме обобщения, сравнения и специальных аналитических процедур.
Результаты. В работе определены основные направления изучения финансовых активов, основанные на действующих международных стандартах с учетом национальной статистической практики. Рассмотрены актуальные вопросы теории и практики статистического наблюдения и представления данных о финансовых активах, адаптации понятий и классификаций международных стандартов к российской системе статистического учета. Сформулированы особенности представления данных о финансовых активах на макроуровне, которые находят отражение в национальных счетах, системе показателей денежной статистики и статистики внешнеэкономических связей, статистических показателях Банка России. Авторы провели количественную оценку структуры и динамики показателей, характеризующих состояние и движение финансовых активов.
Заключение. Статистический анализ экономических операций с финансовыми активами на уровне институциональных единиц и секторов экономики позволяет выявить не только основные тенденции развития финансового сектора экономики, но дает возможность всестороннего рассмотрения изменения стоимости и состава финансовых активов на макроуровне. Изменение стоимости финансовых активов определяется на сальдовой основе, то есть как разность между стоимостью приобретенных и выбывших финансовых активов
Авторы подробно рассмотрели методологическую основу построения финансового счета в разрезе финансовых инструментов и секторов национальной экономики. Финансовый счет дает исчерпывающую информацию в секторальном разрезе по операциям с финансовыми активами и обязательствами за отчетный период, позволяет отразить изменение их стоимости в результате произведенных институциональными единицами экономических операций, а также выявить секторы экономики, которые не производили операций с финансовыми активами. Анализ данных финансового счета дает возможность детально проанализировать изменение стоимости финансовых активов на макроуровне, оценить долю влияния каждого сектора экономики и вида актива. Аналогичный подход применяется в аналитических процедурах в отношении принятых чистых обязательств. Макроэкономическая статистика отражает движение финансовых активов и обязательств в разрезе секторов национальной экономики и характеризует взаимоотношения России с «остальным миром» путем определения объема чистого кредитования Россией других стран или определения ее статуса как чистого заемщика.
Вопросы теории и практики представления данных о финансовых активах и их использовании являются актуальными и перспективными направлениями совершенствования национального статистического учета. Работы в этом направлении продолжаются, хотя процесс активного внедрения международных стандартов в статистическую практику идет уже достаточно длительное время. Качество первичных учетных данных об операциях финансового сектора в последнее время значительно улучшилось, но есть еще проблемы получения данных в части полного охвата обследуемой статистической совокупности, а также по срокам получения отчетных данных. Кроме того, появление большого числа новых финансовых инструментов и операций, в том числе модифицированных, в деловом обороте институциональных единиц затрудняют их идентификацию и классификацию.
Авторы статьи неоднократно обращались в своих публикациях к вопросам макроэкономических расчетов, что позволило им в работе более детально рассмотреть актуальные вопросы, касающиеся процессов отражения финансовых активов.
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Цель исследования. Исследование неравномерного регионального развития необходимо для описания динамики изменения условий экономической деятельности в субъектах РФ, их сопоставления, и в частности для выявления проблем, связанных с неравенством в обеспечении территорий инфраструктурой для подготовки специалистов с высшим образованием. Система высшего образования рассматривается в статье как один из институтов, состояние которого характеризует социально-экономическое развитие региона, обеспечивает человеческими ресурсами экономику субъекта РФ. Целью данного исследования является разработка методологических подходов к исследованию процессов дивергенции/конвергенции регионов в сфере высшего образования.
Материалы и методы. В данной работе проведен обзор работ, посвященных исследованиям в области оценки динамики дифференциации субъектов РФ по различным показателям. Применены методы статистического анализа данных: рассчитаны дисперсия, коэффициенты вариации, коэффициенты Джини, индексы Тейла для статистических данных о численности студентов университетов в субъектах РФ в разные временные периоды. Построены графики, отражающие динамику изменения коэффициента Джини, индекса Тейла и др. Для обработки статистических показателей использован Microsoft Excel.
Результаты. В настоящей статье описаны методологические подходы к анализу статистических данных, характеризующих тренды развития системы высшего образования в субъектах РФ и представлены результаты исследования изменений, произошедших за период с 1995 по 2019 годы в РФ, в пространственной концентрации численности студентов университетов.
Научная новизна работы заключается в разработанных методологических подходах к исследованию процессов дивергенции/ конвергенции регионов и получении новых данных о неравенстве пространственной концентрации высшего образования в РФ. В результате проведенного статистического анализа получены данные о наличии трех периодов с разной динамикой изменения численности студентов университетов в субъектах РФ: с 1995 по 2005 годы неравенство между регионами по этому показателю уменьшалось; с 2006 по 2012 годы – стабилизировалось, незначительно изменяясь; с 2013 по 2019 годы наблюдается рост неравенства регионов по исследуемому показателю.
Выявлено, что и преобладание процессов дивергенции или конвергенции регионов по параметру «численность студентов образовательных организаций высшего образования на 10 000 человек населения в субъекте РФ» наблюдается в те же периоды. Анализ межрегиональной дисперсии по указанному параметру в разные временные периоды показал зависимость величины дисперсии от среднего значения показателей всех регионов.
Заключение. Описанные методологические подходы к исследованию процессов дивергенции/конвергенции регионов в сфере высшего образования могут быть использованы для оценки большого объема статистических данных, диагностики регионального неравенства в этой сфере, могут быть положены в основу обоснования принятия управленческих решений на уровне органов государственного управления образованием.
В статье поднимается проблема отсутствия универсального адекватного метода достижения репрезентативности выборочной совокупности объектов недвижимости при моделировании их рыночной стоимости. В связи с этим целью работы является разработка методики, позволяющей на практике оценщикам создавать репрезентативную выборку объектов недвижимости для малоактивных рынков недвижимости в небольших городах и поселениях. На примере рынка земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилое строительство, нескольких городов Краснодарского края исследуются особенности обеспечения репрезентативности, выявляются возможности и ограничения инструментов формирования представительной выборки.
Материалы и методы. При подготовке статьи автором был изучен опыт формирования репрезентативных выборок, накопленный российскими и зарубежными учеными, подробно рассмотрены теоретические и практические подходы к анализу качества генеральной совокупности рыночных объектов недвижимости. Апробация предложенной в статье методики проведена на примере рынка недвижимости городов Краснодар, Горячий Ключ, Армавир с использованием картографических данных, информации со специализированных порталов рынка недвижимости и из единого государственного реестра прав. Для достижения цели были использованы теоретические методы (сравнительный анализ, синтез, обобщение, аналогии) и моделирование. Основным результатом работы является обоснованный метод радиальных кругов, который позволяет отбирать в выборочную совокупность такие объекты, которые по определенному существенному ценообразующему фактору в рассматриваемом населенном пункте структурно повторяют распределение всех объектов, зарегистрированных в едином государственном реестре недвижимости. Немаловажным является установление условий, при выполнении которых выборочная совокупность становится репрезентативной по ценообразующему фактору, связанному с локацией объекта. Отраженный в статье аналитический материал, этапы и методика отбора единиц в выборочную совокупность представляет большую ценность для исследователей в сфере недвижимости, аналитиков и экспертов, а также специалистов-практиков государственных бюджетных учреждений, занимающихся государственной кадастровой оценкой.
Заключение. Методика радиальных кругов в достижения репрезентативности выборочной совокупности может получить дальнейшее развитие и использоваться для других ценообразующих факторов при моделировании рыночной стоимости недвижимости.
Изменение демографической структуры населения (старение населения) может прямо или косвенно привести к трансформации ключевых социально-экономических показателей. Это может повлиять на структуру доходов и расходов государственного бюджета, а также отразиться в некоторых секторах экономики. В зарубежной литературе значительное количество исследований посвящено изучению влияния возрастной структуры населения на экономические показатели страны. Однако, в России данная проблема малоизучена. Возрастной состав населения влияет и на особенности социально-экономической политики. Прирост населения в наиболее продуктивных возрастах приводит к увеличению дохода на душу населения, в то время как в наименее продуктивных возрастах – к снижению доходов на душу населения [18]. Наибольший рост трудоспособного населения в литературе принято определять, как первый демографический дивиденд, который был преодолен для большинства развитых стран. В настоящее время развитые страны находятся на этапе, когда наблюдается существенное увеличение нагрузки пожилыми людьми. Однако, по мнению ученых, в данных условиях эффективная политика в области управления доходами и расходами может поддержать экономический рост страны. Данный эффект принято называть вторым демографическим дивидендом. Однако, в случае недостаточного потребления в старших возрастах может наблюдаться снижение совокупного потребления, и, как следствие, снижение выпуска. Таким образом, в России наблюдается тенденция к постарению населения и отмечается низкое потребление в старших возрастах.
Цель исследования заключается в построении возрастного профиля расходов населения, а также анализе возрастной структуры расходов населения на основе данных обследования Российского мониторинга экономического положения и здоровья (РМЭЗ), проводимого НИУ ВШЭ.
Материалы и методы. Для построения возрастных профилей расходов населения и последующего анализа возрастной структуры расходов населения были рассмотрены обследования Российского мониторинга экономического положения и здоровья (РМЭЗ), проводимого НИУ ВШЭ с 2010 по 2018 гг. Перед построением возрастных профилей расходов населения был проведен первичный статистический анализ баз данных и исключены аномальные наблюдения. Сглаживание полученных возрастных профилей происходило методом Фридмана. Важно отметить, что обследования по расходам населения собираются в расчете на домохозяйство, а не на конкретного члена семьи. Таким образом, перед построением возрастных профилей расходов населения необходимо перераспределить расходы домохозяйства на каждого члена семьи. В работе рассматриваются особенности методов перераспределения расходов населения. При построении возрастных профилей расходов населения будут использованы рекомендации проекта
«Национальные межпоколенческие трансфертные счета», разработанные Рональдом Ли и Эндрю Мейсоном. Обработка данных произведена в пакете прикладных программ «IBM SPSS» и R.
Результаты. При построении возрастных профилей расходов населения отмечается увеличение расходов в возрастных группах старше 50 лет в 2018 г. по сравнению с 2010 г. Сделаны выводы об изменении расходов на продукты питания, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги, услуги здравоохранения. Доля расходов на продукты питания составляет от 38,6% до 43,7%. Наименьшая доля расходов на продукты питания наблюдается в возрастах от 0 до 9 лет (менее 40%). В остальных возрастных группах доля расходов на продукты питания не имеет существенных колебаний и составляет около 42%. Наибольшая доля расходов на товары длительного пользования приходится на возрастные группы от 0 до 19 лет (около 17%). После 20 лет наблюдается постепенное снижение доли расходов на товары длительного пользования (до 6,6% в возрастной группе 75–59 лет). По категории услуги наибольшая доля расходов приходится на возрастные группы 50–54 (составляет 18%). В возрастных группах старше 55 лет доля расходов на услуги снижается (до 10,7% в возрастной группе 75–59 лет). Расходы по категории коммунальные услуги в возрастных группах от 0 до 49 лет не изменяются, а затем наблюдается постепенный рост доли расходов. Отмечается высокая доля расходов на услуги здравоохранения в возрастных группах от 0 до 4 лет и в возрастных группах старше 60 лет. Полученные результаты являются необходимыми при построении прогнозных значений для оценки макроэкономических показателей, планировании государственного бюджета.
Заключение. В статье приводится обзор зарубежной и российской литературы, посвященный оценке влияния возрастной структуры населения на экономический рост, произведен расчет возрастного профиля расходов населения по Российской Федерации, а также рассмотрена возрастная структура расходов населения за 2010 и 2018 гг. по пятилетним возрастным интервалам. Полученные результаты позволяют сделать выводы о разной структуре расходов населения в зависимости от возрастных групп.
СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ
Цель исследования заключается в применении теории педагогических технологий для раскрытия возможностей новой содержательно-методической линии «Анализ больших данных» в аспекте модернизации системы профессиональной подготовки будущего экономиста.
Материалы и методы. В процессе исследования использованы теоретические и эмпирические методы исследования, в частности теоретический анализ приёмов структурирования содержания образования и управления учебно-познавательной деятельностью студентов высшей школы на основе технологического целеполагания и выделения последовательности задач, по содержанию и методам решения приближенных к будущей профессиональной деятельности выпускников; изучение продуктов педагогической деятельности преподавателей высшей школы и опытно-экспериментальная работа, включающая метод педагогического эксперимента.
Результаты. В рамках данной статьи обоснована необходимость модернизации системы профессиональной подготовки будущего экономиста в условиях развития науки о данных посредством выделения и реализации новой содержательно-методической линии «Анализ больших данных». Указывается на востребованность приёмов педагогического проектирования и теории педагогических технологий для методически целесообразного включения элементов теории больших данных в практику профессиональной подготовки будущих бакалавров экономики. При этом уделяется внимание как содержанию уже разработанных учебных дисциплин «Теория вероятностей и математическая статистика», «Теория принятия решений», «Системный анализ в экономике», «Инструментальные методы в экономике», так и постановке новых профессионально значимых учебных дисциплин, связанных с количественным обоснованием принимаемых решений. Представлены и методически охарактеризованы составляющие содержательно-методической линии «Анализ больших данных»: во-первых, последовательность шести микроцелей, позволяющих задать реализацию данной содержательно-методической линии на языке учебно-познавательной деятельности будущего бакалавра экономики и учитывающую возможности новых цифровых инструментальных средств, поддерживающих модели анализа больших данных; во-вторых, система пяти дидактических модулей, которые могут быть использованы для формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов экономического бакалавриата. Выделены шесть типов прикладных задач, имеющих принципиально важное значение для реализации данной содержательно-методической линии. К таким задачам отнесены следующие: «Прикладная задача на анализ больших данных на платформе RapidMiner»; «Прикладная задача кластеризации данных»; «Прикладная задача на мягкую и жесткую кластеризацию»; «Прикладная задача на классификацию»; «Прикладная задача на применение методов поиска ассоциативных правил»; «Прикладная задача на интеллектуальный анализ текста».
Заключение. Предлагаемый авторами подход к структурированию содержания профессиональной подготовки будущего бакалавра экономики позволяет выдержать баланс четверых образовательных компонентов содержательно-методической линии «Анализ больших данных»: опыта познавательной и творческой деятельности, опыта осуществления типовых способов деятельности и эмоционально-ценностных отношений (идеалы предпринимательства, ценностные ориентации и мотивы хозяйственно-экономической деятельности и др.) Материал статьи может быть полезен преподавателям высшей экономической школы, а также всем, кто интересуется современными методическими подходами к структурированию содержания обучения и достижениями науки о данных.