Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Исследование процессов региональной конвергенции и дивергенции в развитии системы высшего образования

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2021-5-26-37

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования. Исследование неравномерного регионального развития необходимо для описания динамики изменения условий экономической деятельности в субъектах РФ, их сопоставления, и в частности для выявления проблем, связанных с неравенством в обеспечении территорий инфраструктурой для подготовки специалистов с высшим образованием. Система высшего образования рассматривается в статье как один из институтов, состояние которого характеризует социально-экономическое развитие региона, обеспечивает человеческими ресурсами экономику субъекта РФ. Целью данного исследования является разработка методологических подходов к исследованию процессов дивергенции/конвергенции регионов в сфере высшего образования.

Материалы и методы. В данной работе проведен обзор работ, посвященных исследованиям в области оценки динамики дифференциации субъектов РФ по различным показателям. Применены методы статистического анализа данных: рассчитаны дисперсия, коэффициенты вариации, коэффициенты Джини, индексы Тейла для статистических данных о численности студентов университетов в субъектах РФ в разные временные периоды. Построены графики, отражающие динамику изменения коэффициента Джини, индекса Тейла и др. Для обработки статистических показателей использован Microsoft Excel.

Результаты. В настоящей статье описаны методологические подходы к анализу статистических данных, характеризующих тренды развития системы высшего образования в субъектах РФ и представлены результаты исследования изменений, произошедших за период с 1995 по 2019 годы в РФ, в пространственной концентрации численности студентов университетов.

Научная новизна работы заключается в разработанных методологических подходах к исследованию процессов дивергенции/ конвергенции регионов и получении новых данных о неравенстве пространственной концентрации высшего образования в РФ. В результате проведенного статистического анализа получены данные о наличии трех периодов с разной динамикой изменения численности студентов университетов в субъектах РФ: с 1995 по 2005 годы неравенство между регионами по этому показателю уменьшалось; с 2006 по 2012 годы стабилизировалось, незначительно изменяясь; с 2013 по 2019 годы наблюдается рост неравенства регионов по исследуемому показателю.

Выявлено, что и преобладание процессов дивергенции или конвергенции регионов по параметру «численность студентов образовательных организаций высшего образования на 10 000 человек населения в субъекте РФ» наблюдается в те же периоды. Анализ межрегиональной дисперсии по указанному параметру в разные временные периоды показал зависимость величины дисперсии от среднего значения показателей всех регионов.

Заключение. Описанные методологические подходы к исследованию процессов дивергенции/конвергенции регионов в сфере высшего образования могут быть использованы для оценки большого объема статистических данных, диагностики регионального неравенства в этой сфере, могут быть положены в основу обоснования принятия управленческих решений на уровне органов государственного управления образованием.

Об авторе

С. В. Авилкина
Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина
Россия

Светлана Викторовна Авилкина – кандидат педагогических наук, доцент кафедры 

SPIN-код : 5525-0445

Рязань



Список литературы

1. Ивантер В.В., Порфирьев Б.Н., Широв А.А. Структурные аспекты долгосрочной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 3. С. 27-34.

2. Минашкин В.Г. Цифровая трансформация университета: текущие результаты и перспективы // Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 19-й международной научно-практической конференции. 2019. С. 15-18.

3. Диденко Д.В. Конвергенция и дивергенция основных показателей человеческого капитала и уровня развития в странах бывшего Советского Союза (1920-2000 годы) // Евразийская Экономическая Интеграция. 2014. №2 (23). С. 36-57.

4. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Правовые механизмы в структуре регуляторов пространственного развития (на примере российской Арктики) // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 4. С. 51-61.

5. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6 (100). С. 29-39.

6. Присяжный М.Ю. Современная территориальная организация высшего образования России // Регионология. 2011. № 4 (77). С. 164-172.

7. Габдрахманов Н.К., Никифорова Н.Ю., Лешуков О.В. «От Волги до Енисея…». Образовательная миграция молодежи в России. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. 48 с.

8. Тагаров Б.Ж. Оценка пространственной концентрации в сфере высшего образования и научной деятельности в России // Креативная экономика. 2020. Том 14. № 6. С. 1021-1036. – doi: 10.18334/ce.14.6.110185

9. Унтура Г.А. Оценка влияния человеческого капитала на экономический рост российских регионов в условиях финансовых ограничений // Пространственная экономика. 2019. №15 (1). С. 109-133.

10. Глущенко К. П. Методы анализа межрегионального неравенства по доходам // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 54-87.

11. Шубат О.М. Региональная конвергенция рождаемости в России // Экономика региона. 2019. №3. С. 736-748.

12. Малкина М.Ю. Исследование факторов межрегиональной конвергенции/дивергенции реальных доходов и «социального благополучия» регионов РФ // JER. 2015. №4. С. 111-119.

13. Минашкин В.Г., Прохоров П.Э. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект // Статистика и экономика. 2018. - № 5. - С. 51-62. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-5-51-62

14. Стукаленко Е. А., Щеколдин В. Ю., Каширская Е. В. Оценка межрегионального неравенства по доходам и ВРП на душу населения в России в начале XXI в. // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2017. № 4(60). С. 193-205.

15. Малкина М.Ю. Оценка социального благополучия российских регионов, уровня и динамики межрегиональных различий на основе функций благосостояния // Пространство экономики. 2016. №3. С. 29-49

16. Карасев Д.Ю. Подходы к реконструкции и расчету обобщающих показателей экономического роста регионов XIX в.: зарубежная историография и методы // Экономическая история. 2020. №3 (50). С. 241-268.

17. Кормишкина Л.А., Королёва Л.П. К вопросу о пределах неравенства доходов и эффективности перераспределительной политики российского государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №10 (367). С. 1872-1889.

18. Федеральная служба государственной статистики – Региональная статистика [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/regional_statistics (дата обращения: 07.08.2021).

19. Смелов П.А., Егорова Е.А., Амирханова Р.А., Прохоров П.Э. Анализ особенностей статистического исследования в процессе управления демографической безопасностью // Инновации и инвестиции. 2018. № 7. С. 231-236.

20. Методология статистического исследования социально-экономических процессов = Methodology for Staistical Research of Socioeconomic Processes: науч.издание / под ред. В.Г. Минашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 387 с.

21. Айрапетян М.С. Мировые экономические - инфраструктурные 34-летние циклы: между «технологическими ловушками и окнами»// Проблемы теории и практики управления. 2017. № 1. С. 59-73.


Для цитирования:


Авилкина С.В. Исследование процессов региональной конвергенции и дивергенции в развитии системы высшего образования. Статистика и Экономика. 2021;18(5):26-37. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2021-5-26-37

For citation:


Avilkina S.V. Investigation of the processes of regional convergence and divergence in the development of the higher education system. Statistics and Economics. 2021;18(5):26-37. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2021-5-26-37

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)