ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Исследование посвящено энергетическому рынку Согдийской области Республики Таджикистан. Указаны, что слаженная энергетическая система страны, отражается в улучшении качества жизни населения, в повышении социально-экономических показателей. Приведено действующий организационно-экономический механизм энергетической системы страны на региональном уровне. Проведен сравнительный анализ энергетического рынка и энергоснабжения по видам альтернативных источников энергии. Изучен опыт зарубежных и соседних стран в сфере энергетики и систем электроснабжения. В результате, выявленоа степень энергообеспечения зарубежных стран по видам альтернативных источников энергии. Предложены пути решения проблем энергоснабжения страны и использования опыта некоторых стран для дальнейшего благополучного функционирования народного хозяйства и социального благополучия населения.
Цель исследования. Целью данной работы является изучение состояния регионального энергетического рынка на основе изучения деятельности всей энергетической системы страны; изучения энергетических систем зарубежных и соседних стран и применение опыта лучших энергетических систем изученных государств. В основу работы положены сравнительный анализ статистической информации о происходящих процессах в сфере энергетики. Задача состоит в проведении обзорных исследований баланса спроса и предложения на энергетических рынках, обеспечение электроэнергии со стороны энергетических систем соседних государств с применением альтернативных источников электроэнергии.
Материалы и методы. Информационной базой исследования являются аналитическая информация и статистические данные о показателях энергоснабжения. Методологическую базу исследования представляют статистические методы анализа информации, т.е. сравнительный анализ.
Результаты. На базе результатов экономико-статистического анализа показателей по видам использования альтернативных источников энергии выявлены эффективные методы обеспечения народного хозяйства электроэнергией и рационального использования климатических условий страны.
Заключение. Важнейшая отрасль, как энергетика является основой для нормальной жизнедеятельности населения и развитие экономики страны. Проблема энергообеспечения народного хозяйства страны в зимний период начиная с конца октября и заканчивая до апреля месяца каждого года стоит на первом месте и заставляет подумать о разработке новых методов решения. Исследуя опыт зарубежных стран следует отметить, что Казахстан в полную мощь использует альтернативные источники энергии. Климатические условия данной страны приблизительно схожи с климатическими условиями нашей страны. Преимущества страны перед соседними государствами в том, что наша страна богата гидроресурсами, но проблема стоит в сезонной нехватке и неиспользованием полной мощности гидроэнергетических ресурсов. Поскольку в стране выработка электроэнергии приходится на долю гидроэлектростанций, учитывая экономическое и социальное условие страны в системе электроснабжения будет целесообразным, разработать проекты по внедрению других возобновляемых источников энергии и исходя из этого создавать альтернативу для энергообеспечения.
Важно заранее, на этапе заключения договора выявлять исполнителей, которые не обладают достаточными экономическими ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств. Данное знание помогает заинтересованным лицам принимать дополнительные меры для нивелирования негативных рисков.
Цель исследования – разработка методики мониторинга и оценки подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т.ч. гарантийных).
Материалы и методы. Информационной базой исследования послужили открытые данные Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИСЗ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БФО). В исследовании использовались следующие статистические методы: описательная статистика, дискриминантный анализ, пробит-регрессия, построение интегральных показателей, типологическая группировка. Методика представлена в виде алгоритма, содержащего следующие этапы исследования: формирование исходных данных, выявление специфического индикатора, подвергающегося оценке (критерий срок), формирование системы показателей для оценки уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т.ч. гарантийных), оценка уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т.ч. гарантийных) (расчет интегрального показателя, типология подрядчиков, идентификация новых объектов наблюдения по типу соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т.ч. гарантийных)) и выработка рекомендаций по повышению уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств.
Результаты. В статье осуществлена классификация подрядчиков, участвующих в госзакупках по 44-ФЗ, с видом экономической деятельности дорожное строительство на основе введенного индикатора срок. Предложена и апробирована на реальных совокупностях методика мониторинга и оценки подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т.ч. гарантийных). Рассчитан интегральный показатель, позволяющий прогнозировать предположительные факты исполнения обязательств в срок и с нарушением срока. Проведена типология подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств; построено уравнение пробит-регрессии с учётом отраслевой специфики для идентификации новых объектов наблюдения по типу соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Сделаны выводы и предложения по повышению уровня соблюдения сроков исполнения договорных обязательств на рассматриваемых субъектах хозяйствования.
Заключение. Рассмотренная методика статистического исследования позволяет осуществлять мониторинг и оценку подрядчиков по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств (в т.ч. гарантийных); проводить межорганизационные сравнения как в статике, так и в динамике; определять тип новых объектов наблюдения по уровню соблюдения сроков исполнения договорных обязательств. Результаты расчетов могут использоваться для проведения бенчмаркинга в части исследования собственного состояния организации, выявления лидеров и конкурентов отрасли.
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Целью исследования является определение стратегического фактора народосбережения, влияющего на экономическое поведение населения и устойчивое развитие экономики. В современной концепции народосбережения целью государства является сбережение, сохранение и выживание населения посредством поддержания здоровья, ликвидации бедности и безработицы на основе эффективной политики по активизации экономического поведения. Информация о народосбережении служит не только как инструментом эффективной государственной политики, но и способом защиты естественно-физиологических и социально-экономических потребностей человека и его экономики. Однако в российских регионах усиливается процесс старения населения, выражающийся в сокращении численности, депопуляции и урбанизации, наблюдается значительная дифференциация уровня рациональности экономического поведения населения в регионах страны. Согласно нашей гипотезе, преодоление вымирания людей и барьеров иррационального поведения определяются главной целиью сбережения населения регионов России посредством эффективной государственной политики.
Материалами и методами исследования являются данные официальной статистики, использованы: индексный метод, балансовых построений, группировок и многофакторного анализа различных данных.
Результаты исследования: автором сделан вывод о том, что идея народосбережения как стратегического фактора, влияющего на экономическое поведение населения должна стать главной целью государственной политики, способствующей повышению качества жизни людей. Сформулировано понятие народосбережения как процессов изменений, в которых развитие личности, укрепление нынешнего и будущего человеческого капитала, эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического прогресса, согласованы друг с другом и направлены для удовлетворения потребностей населения. Апробация отражения факторов народосбережения проведена по социально-экономическим показателям, за период 2010-2023 годы, которые позволили выявить положительные и отрицательные воздействия на экономическое поведение населения, политику государства по созданию благоприятных условий жизнедеятельности людей.
Заключение: использование статистического подхода к отражению сущности народосбережение в качестве стратегического фактора позволит активизировать экономическое поведение населения во многих регионах страны посредством повышения эффективности управления ресурсами. Стимулирование рационального поведения населения послужить повышению рождаемости, снижению смертности, росту квалифицированной миграции лиц, улучшению брачных отношений. Установлено отрицательно влияние высокой инфляции на поведение населения, которая искусственно снижает ценность труда и знаний людей, покупательную способность денег, доходы и деятельность домохозяйств. Поэтому принятие новой концепции народосбережения должно стать стратегической целью государственного управления в регионах страны для повышения благосостояния населения.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТАТИСТИКЕ
Предмет. Система отношений по информационному обеспечению вопросов отражения количества и тяжести чрезвычайных ситуаций (ЧС) для Российской Федерации в целом и её регионов.
Цели. Создание специальной организационно-функциональной системы статистики количества и экономических последствий ЧС, обеспечивающих государственные органы полной, достоверной, обоснованной официальной информацией для осуществления комплекса мероприятий по обеспечению безопасности населения и повышению устойчивости экономики.
Методология. Исследование проведено на основе использования методов: теоретического анализа исследуемой проблематики; интеграции эмпирических данных; определения трендов на основе метода среднеквадратического отклонения; графического; а также синтеза выводов и предложений на основе проведенного исследования.
Результаты. Раскрыта специфика необходимости отражения статистическими методами такого случайного процесса как возникновение ЧС и их тяжести для экономики. Отражена специфика ЧС в России в 2023 г., когда основная тяжесть количества и экономических последствий пришлась на Южный Федеральный округ, а в его составе на Республику Крым, г. Севастополь и Ростовскую область. Продемонстрирована методика построения трендов количества и тяжести ЧС, что является весьма важной информацией для стратегического управления опасными случайными процессами. Сформулирован комплекс предложений по созданию единой государственной системы статистики ЧС, призванной обеспечить органы управления качественной информацией о ЧС.
Выводы. Результаты исследования целесообразно учитывать при совершенствовании систему правления в ЧС со стороны органов Государственной комиссии Правительства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и МЧС страны. Выявленные в ходе исследования тренды количества и тяжести экономических последствий ЧС могут быть использованы органами государственного управления страны и её регионов при осуществлении их социально-экономического развития.
СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ
Цель исследования. Цель исследования – анализ динамики развития торгово-экономических отношений между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией в условиях санкций с применением эконометрических методов. Это включает построение эконометрической модели взаимосвязи ключевых макроэкономических показателей, таких как ВВП на душу населения обеих стран, численность экономически активного населения и товарооборот между двумя странами, в рамках эмпирического исследования, охватывающего период с 1992 по 2023 год.
Материалы и методы. Для оценки динамики экономических отношений использованы эконометрические методы. В исследовании проведена статистическая обработка исходных данных, построена формальная регрессионная модель, выполнен анализ причинности Грейнджера и применен метод коинтеграции Йохансена-Грейнджера. В результате была реализована модель коррекции ошибок, которая показала статистическую значимость. Все расчёты выполнены в програмном обеспечении EViews 12. Для проверки корректности модели и достоверности полученных результатов проведён ряд диагностических тестов. Результаты. Результаты исследования показывают, что товарооборот между Азербайджаном и Россией находится в состоянии долгосрочного равновесия, а между экономическими показателями наблюдаются взаимные влияния. Модель построена с учётом последствий санкций, введённых против России западными странами и США в 2014 году, а также их ужесточения в 2022 году. Влияние различных факторов на товарооборот анализировалось с использованием модифицированной базы гравитационной модели. Была изучена реакция итоговых переменных на изменения причинных факторов, а также получена годовая декомпозиция дисперсии остаточных значений. Проведен анализ статистически значимой коинтеграционной зависимости и определена степень отклонения от равновесной траектории. Заключение. Установлено, что санкции, введённые в 2014 году, не оказали значительного влияния на товарооборот, в то время как санкции 2022 года оказали положительный эффект. Это можно объяснить тем, что Россия разработала новые экономические стратегии и укрепила сотрудничество с партнёрами, такими как Азербайджан. Учитывая неопределённость санкционной политики и международной экономической среды, для поддержания торговых отношений между Азербайджаном и Россией необходимо внедрять новые экономические стратегии. Эти стратегии должны быть направлены на укрепление долгосрочного экономического партнёрства и взаимных инвестиций.