Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск
№ 6 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-6

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

4-12 504
Аннотация

Основной целью исследования является выявление особенностей инфляционных тенденций в условиях большой импортозависимости, а также нахождение путей решения проблем инфляции и импортозависимости. В этой связи в статье подробно рассмотрены такие вопросы как, специфика инфляционных процессов в условиях глобализации, взаимосвязь инфляции и внешнеторгового фактора, взаимосвязь инфляции и валютного курса. Исследованы особенности инфляционных тенденций, а также взаимосвязь инфляции и импортозависимости на примере экономики Республики Таджикистан. Теоретической основой исследования послужили труды зарубежных, в частности российских и отечественных ученых относительно вопросов инфляции в условиях открытой экономики, инфляционных тенденций в условиях глобализации, взаимосвязи инфляции с интеграционными процессами, а также проблемы импортозависимости. В качестве информационной базы были использованы статистические данные Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан – www.stat.tj, данные сайта Национального банка РТ – www. nbt.tj за 2003–2016 годы. Результаты: Выявлено положительное и негативное влияние внешнеторгового фактора на уровень инфляции в Республике Таджикистан. Положительное влияние внешнеторгового фактора заключается в следующем: в условиях существенного роста доходов населения и недостатка внутреннего производственного потенциала, импорт способствует снижению большого инфляционного давления возникающего за счет роста внутреннего совокупного спроса. С другой стороны, импорт становится фактором, покрывающим внутренний товарный дефицит потому, что внутреннее производство республики до сих пор не может полностью обеспечить совокупный спрос на потребительские товары. К негативному воздействию можно отнести следующее: в условиях большой импортозависимости рост цен импортируемых товаров приводит к трансмиссии инфляции, также наблюдается существенное влияние динамики курса национальной валюты (сомони) на стоимость импортируемых товаров и соответственно на уровень инфляции. К негативным последствиям можно отнести и то, что большая конкурентоспособность импорта создает барьеры для развития внутреннего производства и ускорения процесса импортозамещения. Низкий импортозамещающий потенциал значительно снижает положительный эффект от девальвации курса национальной валюты. Для эффективного использования политики снижения курса национальной валюты в целях стимулирования развития внутреннего производства, необходимо создавать условия для мобильного реагирования внутреннего производства на девальвационную политику. По этой причине возникает необходимость поиска путей снижения растущей импортозависимости республики. Одним из способов решения данной проблемы может быть своевременное использование существенного роста доходов населения в качестве стимулирующего спроса для ускорения развития внутреннего производства. Результаты исследования показывают, что на сегодняшний день наличие большой импортозависимости делает экономику республики Таджикистан уязвимой к воздействию внешних факторов и способствует возникновению инфляционных тенденций. Большая импортозависимость повышает риск трансмиссии международной инфляции, создает барьеры для развития внутреннего производства, снижает эффективность применения валютной политики в целях ускорения процесса импортозамешения.

 

13-21 1231
Аннотация

Цель исследования. Показать методологическую ошибку расчета рыночной (кадастровой) стоимости объектов капитального строительства, как результат нарушения федерального закона РФ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статья 3, в части определения рыночной стоимости объекта недвижимости. Показать, что в теории и практике измерения стоимости объектов недвижимости необходимо разграничивать формирование рыночной стоимости воспроизводимых и не воспроизводимых факторов единого объекта недвижимости. Материалы и методы. Основой статьи являются: нормы закона в оценочной деятельности; результаты кадастровой оценки объектов недвижимости населенных пунктов России; метод сравнительного анализа факторов определения рыночной (кадастровой) стоимости объектов недвижимости. Результаты. Сформулирована аксиома о рыночной (кадастровой) стоимости воспроизводимых факторов единого объекта недвижимости. Показано, что в теории и практике измерения рыночной (кадастровой) стоимости объектов недвижимости России нарушается статья 3 закона 135-ФЗ от 29.07.1998 года, в следствии чего, рыночная (кадастровая) стоимость объектов капитального строительства в 2–5 раз завышается, а рыночная (кадастровая) стоимость земельных участков в 2–15 раз занижается. Результатом этого нарушения является возникновение процесса оспаривания результатов кадастровой оценки, проблема формирования бюджетов всех уровней, снижение темпов экономического развития России а также создание условий для роста коррупции. Автором статьи, по результатам кадастровой оценки земельных участков различных категорий земель по субъектам России ООО СНЦ «Экопрогноз», предлагается технология определения экономических нормативов рационального использования объектов недвижимости. Заключение. Независимо от технологии оценки объекта недвижимости рыночная стоимость воспроизводимых улучшений земельного участка не может превышать их стоимости замещения.

 

22-31 580
Аннотация

Цель исследования. Топливно-энергетический комплекс является одним из важных составляющих механизма функционирования национальной экономики в целом и городского хозяйства в частности, поскольку к основным решаемым задачам комплекса можно отнести: обеспечение горячего водоснабжения круглый год и теплом в зимний период, удовлетворение потребностей населения и городского хозяйства в газе, поставка бензина и дизельного топлива для удовлетворения потребителей, а так- же поставка угля, торфа, мазута и прочих видов топлива для городского хозяйства. Немаловажную роль играют предприятия топливно-энергетического комплекса с точки зрения обеспечения рабочими местами населения. Топливно-энергетический комплекс Москвы – один из крупнейших в России. Особенностью его функционирования является концентрированное потребление газа, топлива, электроэнергии, тепловой энергии и прочих энергетических ресурсов. Формирование и развитие топливно-энергетического комплекса Москвы во многом обусловлено стремительно развивающейся экономикой мегаполиса – масштабное строительство жилья и инфраструктуры, устойчивый прирост численности населения влечет постоянный рост потребления топливно-энергетических ресурсов. Мониторинг эффективности использования топливно-энергетических ресурсов дает возможность выявить пути снижения объема потребления до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита, реализовать запланированный темп социально-экономического развития города. Материалы и методы. Информационную базу исследования составили статистические данные характеризующие объем потребления отдельных видов топливно-энергетических ресурсов на рынке московского региона. Методологическую основу исследования составляют статистические методы анализа структуры и структурных сдвигов, динамики. Их использование позволило провести глубокий анализ дифференциации потребления различных видов топливно-энергетических ресурсов, а также структурных изменений в рассматриваемых дифференциациях. Дало возможность выявить существующие тенденции в развитии топливно-энергетического комплекса столичного региона Результаты. Проведенный анализ позволил выявить сложившиеся тенденции объемов потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов г. Москвы, оценить структуру и структурные изменения потребления топливно-энергетических ресурсов в г. Москва, с целью оценки энергоэффективности топливно-энергетического комплекса столицы. Заключение. Главная цель энергетической политики Москвы состоит в формировании экономически эффективного, динамично развивающегося и финансово устойчивого топливно-энергетического комплекса, оснащенного передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами и соответствующего требованиям времени и статусу Москвы. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, для Москвы как для одной из самых холодных столиц мира, становится одной из приоритетных задач. В следствии этого, еще одной задачей развития топливно-энергетического комплекса города выступает расширение масштабов внедрения вторичных энергетических ресурсов и доведение показателя их использования до 50%. Именно поэтому, всесторонний анализ динамики и структуры потребления топливно-энергетических ресурсов позволит не только оценить существующие закономерности распределения и тенденции, но и как следствие сформировать высоко эффективную энергетическую стратегию мегаполиса.

 

32-38 570
Аннотация

В статье представлен анализ развития системы налогов и сборов на природные ресурсы в Российской Федерации с 1991 по 2017 гг. Авторы отмечают, что в рамках рассматриваемого периода времени система природоресурсного налогообложения претерпела значительные изменения, связанные с политическими и экономическими трансформационными процессами в Российской Федерации. Последние несколько лет модернизационных преобразований отечественной экономики потребовали пересмотра отношения к рентным доходам, природопользованию и окружающей среде в целом. Последний факт подтверждается и тем, что текущий год объявлен годом экологии в нашей стране. Целью исследования является обобщение информации о структурных элементах системы экологических налогов, сборов и платежей в Российской Федерации. Основной фокус внимания авторов направлен на механизмы регулирования потребления природных ресурсов как физическими, так и юридическими лицами, а также на необходимость восстановления природного потенциала после его потребления в рамках финансово-производственной деятельности хозяйствующих субъектов в РФ. Основными аналитическими материалами исследования стали российская правовая база и сопутствующие нормативные подзаконные акты в области налогообложения, официальные разъяснения профильных органов власти, сопутствующие аналитические и статистические материалы, публикации научной и периодической печати. В целях повышения объективности выводов применялись следующие методы: метод научной абстракции, анализа, синтеза, сравнения, моделирования, группировки данных. Помимо этого, применялся анализ научной литературы, нормативно-правовой базы. Результатом исследования стало выявление двух базовых категорий платежей: экологические налоги (налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; земельный налог; транспортный налог) и экологические сборы (сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; разовые и регулярные платежи за пользование и сбор за участие в конкурсе (аукционе) на пользование недрами; плата за пользование водным объектом; плата за негативное воздействие на окружающую природную среду; утилизационный экологический сбор; платежи гражданско-правового характера: арендная плата за пользование лесами; за пользование земельными участками). Отдельно детально представлены механизмы их взимания. По итогам исследования авторами рекомендуется проведение уточнения и упрощения механизмов законодательного регулирования всей совокупности природоресурсных платежей, а также предлагается создание прозрачной и понятной системы управления и контроля в целях бережной эксплуатации экологического потенциала территорий Российской Федерации. Анализ действующей системы налогов и соответствующей системы платежей позволил сделать вывод о том, что на законодательном уровне отсутствует единая линия по регулированию природоресурсных платежей. Подобная хаотичность, по мнению авторов, сложно объяснима, так как законодательно нигде не аргументирована та или иная форма налога, сбора, гражданско-правового платежа. Отмечается, что точное понятие экологического налога отсутствует в законодательстве РФ, но это терминологическое словосочетание используют неофициально для обозначения некоторых платёжных обязательств.

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА 

39-45 355
Аннотация

Современная цивилизация, несмотря на многочисленные достижения и успехи в самых различных сферах человеческой деятельности, к сожалению, пока не смогла полностью избавиться от такой серьезной и постыдной проблемы как насилие над детьми. Не только в экономически отсталых и развивающихся странах, где многочисленные формы ущемления прав детей имеют глубокие исторические корни, но и в подавляющем большинстве самых развитых стран земного шара насилие над детьми сегодня приобрело массовые и катастрофические масштабы. Если же следовать древней мудрости, подразумевающей, что зрелость любого общества в полной мере проступает по тем отношениям, которые сложились в нем применительно к старикам и детям, то напрашивается достаточно простой вывод – земная популяция еще не дошла до понимания целого ряда вечных и простых истин. Ведь любые насильственные действия, осуществляемые над детьми в настоящем, создают объективные и субъективные предпосылки для дальнейшего воспроизводства подобных действий в перспективе, но уже по отношению к еще более молодым поколениям. В этом контексте совершенно очевидно, что существует насущная потребность в объединении усилий мирового сообщества, государств и отдельных граждан для того, чтобы любые насильственные действия над детьми были прекращены и активно преследовались не только в рамках действующего законодательства, но и в повседневной жизни, где зачастую просто моральная поддержка или осуждение имеют большое практическое значение. Кроме того, ощущается острая необходимость разработки специальных международных и государственных проектов и программ, ориентированных на соблюдение прав детей, их защиту от проявления любых форм физического и духовного насилия. Представляется, что глубокое содержательное обоснование абсолютно любых мероприятий по ликвидации насилия над детьми, как негативного явления общественной жизни, сложно представить без всесторонней количественной характеристики столь своеобразного объекта исследования, которая по определению невозможна без подробной и достоверной статистической информации. В настоящее время получение подобных сведений вызывает большие трудности, что, естественно, создает дополнительные преграды на пути познания истинных масштабов распространения и последствий насилия над детьми. По указанным выше причинам большой научный и практический интерес представляет совершенствование методологических основ статистических исследований насилия над детьми, подразумевающее как четкое толкование самого предмета познания, так и разработку современной системы показателей, позволяющей отобразить различные стороны и аспекты столь сложного и негативного общественного явления.

 

СТАТИСТИКА И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ 

46-58 1445
Аннотация

Индекс потребительских цен является официальным измерителем уровня инфляции в России. Этот показатель отражает инфляцию с точки зрения потребителей. Для Банка России индекс потребительских цен является важным показателем при принятии решения по ставке, а Правительство, ориентируясь на его значение, индексирует доходы населения. В настоящее время существует острая необходимость в качественном анализе и точном прогнозе данного индекса. Учитывая, что Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции, моделирование и прогнозирование уровня инфляции на основе индекса потребительских цен является практически важной задачей в современных макроэкономических условиях. Цель данной работы состоит в получении качественного и точного краткосрочного прогноза уровня инфляции на основе разработки адекватных эконометрических моделей индекса потребительских цен. В работе рассматриваются два основных класса моделей: модели векторной авторегрессии и модели временных рядов. Вместе с тем, построенная в работе модель векторной авторегрессии, рассматривающая зависимость индекса потребительских цен и номинального эффективного валютного курса, оказалась хуже для целей прогнозирования инфляции по сравнению с нелинейной моделью со структурными компонентами и условной гетероскедастичностью. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности применения разработанных моделей и прогнозов для принятия оптимальных макроэкономических решений органами государственной власти и управления.

 

ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «IХ-Е ВАЛЕНТЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ “ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ”» 

59-68 504
Аннотация

Цель исследования: выявить реально сложившуюся демографическую ситуацию на российском Дальнем Востоке за последнюю четверть века, оценить эффективность тех усилий, которые предпринимались на федеральном и местном уровнях, определить круг проблем, и предложить для последующего обсуждения последовательность их решения. Материалы и методы: Инициатива Министерства по развитию Дальнего Востока по созданию региональной концепции демографической политики, три научно-практические конференции по демографическому развитию региона (2015, 2016 и 2017 годах), утвержденная распоряжением Правительства Концепция демографического развития Дальнего Востока (от 20 июня 2017 г. № 1298-р), с одной стороны, вселяют надежду, что будет предотвращена демографическая катастрофа в этой части страны, но с другой – возникает опасение, что принятый документ, набор последующих действий не смогут существенно изменить устойчивый демографический тренд, как этого не смогли сделать десятки предыдущих решений. Поэтому необходим дальнейший поиск нетривиальных шагов по воздействию на демографический потенциал региона. Результаты. Анализ демографической структуры по возрастно- половым группам, их дифференциация по территориям показывает: вступающее в фертильный возраст относительно малочисленное поколение 90-х годов, приводит к снижению рождаемости, что неизбежно скажется на общей численности населения. Это требует корректировки выбора приоритетов демографической политики. Типологические характеристики демографического поведения субъектов федерации, формирующиеся под воздействием природно-географических условий и сложившегося уклада жизни населения, являются обязательными в региональной демографической политике. Недостаточно понимания необходимости улучшения качества жизни и создания привлекательных условий для мигрантов. Особенности территориальной организации хозяйства и населения, при плотности населения, когда на человека приходится по квадратному километру, также существенно влияют на формирование социально-инфраструктурного комплекса. Процессы самоорганизации протекают независимо от принимаемых решений во властных структурах: вахтовый метод организации производства становится преобладающим для территорий с экстремальными природно-климатическими условиями, тогда как юг Дальнего Востока мог бы стать плацдармом для постоянной жизни семей для тех, кто работает на севере. Принципиально важным вопросом региональной демографической политики является перспектива хозяйственной специализации: одно дело, когда ставка сделана на ресурсное освоение и экспорт сырья, и другое – индустриальное развитие, требующее кадров высокой квалификации, соответствующей инфраструктуры, развития сервисных отраслей и т.д. Повышения уровня миграционной привлекательности территории относится не только к людям, но и к инвестициям, капиталу. Выстраивая шкалу приоритетов, важно реально оценивать остроту демографических проблем региона, критическое состояние которого не позволяет ошибиться. Заключение. Объявляя Дальний Восток приоритетом на столетие, создавая особые условия для бизнеса, рост численности населения должен быть соразмерен масштабам заявляемых проектов, более того, этот рост должен быть опережающим, что возможно только за счет миграции извне. В ближайшее десятилетие усилия необходимо сосредоточить на активизации миграционных процессов, и за счет этого обеспечить рост демографического потенциала территории.

 

69-79 2071
Аннотация

Цель исследования – анализ масштабов присутствия мигрантов и их поведения на российском рынке труда на основе масштабных социологических опросов мигрантов, что особенно важно в условиях отсутствия достоверной статистики о мигрантах на рынке труда. Основное внимание уделяется профилям занятости представителей различных социально-демографических и этнических групп, незаконной и неформальной занятости, интенсивности и оплате труда мигрантов из стран с безвизовым режимом с Россией. Ключевое внимание уделено трудовой мобильности мигрантов. Основной эмпирической базой для анализа являлись результаты социологических опросов Центра этнополитических и региональных исследований для НИУ-ВШЭ в 2011 г. (8,5 тысяч респондентов) и в 2017 г. (8,6 тысяч мигрантов в 19 регионах России). Исследование показало, что образование, квалификация, профессиональные знания мигрантов не востребованы на российском рынке, типичной траекторией мигрантов на рынке труда является нисходящая трудовая мобильность – занятие вакансии, худшей по сравнению с занимаемой ранее на Родине. В то же время мигранты адаптированы к изменениям на рынке труда, чему в немалой степени способствуют дифференциация занятости мигрантов и вертикальная мобильность части из них. Новации в российском законодательстве, вступившие в силу с 2015 года, а также процесс интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), существенно облегчивший доступ к рабочим местам в России гражданам стран ЕАЭС, позитивно сказались на российском рынке труда. Доля нелегально работающих мигрантов существенно снизилась по сравнению с предшествующими годами. В то же время сохраняется проблема неформальной занятости иностранных граждан, чрезмерной эксплуатации труда мигрантов. На первый план выходят проблемы борьбы с принудительным трудом мигрантов и обеспечения их достойного труда. Должны быть созданы цивилизованные условия для легализации трудовой деятельности мигрантов, стимулирования их переориентации на интеграцию в российское общество. Cамое серьезное внимание должно быть уделено предотвращению социальной исключенности приезжающих на заработки в Россию, созданию действенных инструментов их вторичной социализации и адаптации к российским реалиям.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)