Оценка пространственных пропорций налогового потенциала малого и среднего предпринимательства в регионе ресурсного типа
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-5-4-14
Аннотация
Цель исследования – определить пространственную структуру и концентрацию поступлений налоговых доходов от деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП) по муниципальным образованиям региона ресурсного типа (на материалах Кемеровской области – Кузбасса), охарактеризовать их соответствие потребностям местных бюджетов.
Материалы и методы. Использованы данные об общих налоговых доходах от МСП, удельных поступлениях на одно малое, среднее предприятие, во взаимосвязи с показателями численности населения, общего количества субъектов МСП, наличием или отсутствием добычи угля в муниципальном образовании. Применялись коэффициенты вариации и осцилляции, индекс Аткинсона, коэффициент парной корреляции, коэффициент Гатева, парный t-критерий Стьюдента. Расчеты выполнялись в программе SPSS 19.0 и свободном программном обеспечении «R».
Результаты. Кемеровская область – Кузбасс отличается высокими уровнями пространственной концентрации поступлений от МСП по муниципальным образованиям, пространственного неравенства по данному показателю. Это объясняется не только различиями в уровне развития экономики и предпринимательства между центрами и периферией, но также большим разрывом между муниципальными образованиями по численности населения (10 раз и более). Концентрация и неравенство налогового потенциала по муниципальным образованиям в 2023 г. увеличились по сравнению с 2021 г. Абсолютные величины поступлений от специальных налоговых режимов и численности населения муниципальных образований имеют очень высокий уровень корреляционной зависимости. Коэффициент Гатева (где используется другая методика расчета, связанная с удельными весами), показал умеренную степень различия структур данных показателей. Центр опережает периферию по доле в налоговом потенциале МСП. Пространственное неравенство по поступлениям в расчете на 1 субъект МСП является умеренным, в 2023 г. по сравнению с 2021 г. выявлена тенденция к росту этого показателя. Лидирующие позиции занимают Новокузнецкий муниципальный округ (что частично объясняется агломерационным эффектом Новокузнецка), Таштагольский муниципальный район (быстрое развитие общенационального курорта Шерегеш). Наиболее крупные городские центры (Кемеровский, Новокузнецкий городские округа) занимают только третье и четвертое место. Абсолютная величина налогового потенциала МСП, а также удельные поступления от специальных налоговых режимов в расчете на один субъект МСП не зависят от наличия в муниципальном образовании развитой угольной промышленности.
Заключение. Исследование демонстрирует пространственные пропорции и пространственное неравенство муниципальных образований по налоговому потенциалу МСП с учетом специфики регионов ресурсного типа. Представленный методический подход может быть использован для исследований аналогичной предметной области в других регионах, зависящих от добычи полезных ископаемых. Выводы исследования демонстрируют потенциал МСП в обеспечении бюджетной сбалансированности на местном уровне в условиях рисков снижения добычи угля.
Об авторе
И. В. КорчагинаРоссия
Ирина Васильевна Корчагина, К.э.н., директор Доцент кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и финансов
Кемерово
Список литературы
1. Зубаревич Н.В., Землянский Д.Ю. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2022 г.: основные тенденции // Экономическое развитие России. 2023. Т. 30. № 3. С. 47–55.
2. Об исполнении областного бюджета за 2023 год [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.ofukem.ru/upload/iblock/cde/6np0sltfr1s1q0q8okz01zlojx3a1df1/bg_pr_isp_2023.pdf.
3. Surya B., Menne F., Sabhan H., Suriani S., Abubakar H., Idris M. Economic growth, increasing productivity of SMEs, and open innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2021. Т. 7. № 1(20). DOI: 10.3390/joitmc7010020.
4. Lashitew A., Ross M.L., Werker E. What drives successful economic diversification in resource-rich countries? // The World Bank Research Observer. 2021. Т. 36. № 2. С. 164–196. DOI: 10.1093/wbro/lkaa001.
5. Lufin M., Soto-Díaz J. Technology, geography, and diversification in a small mineral economy // The Extractive Industries and Society. 2022. Т. 11. DOI: 10.1016/j.exis.2022.101080.
6. Тимушев Е.Н., Терентьева М.А. Малое и среднее предпринимательство на Севере России: проблемы и политика поддержки со стороны регионов // Арктика: экология и экономика. 2022. Т. 12. № 3. С. 400–415. DOI: 10.25283/2223-4594-2022-3-400-415.
7. Корчагина И.В. Взаимосвязь добычи полезных ископаемых с состоянием малого и среднего предпринимательства в регионах ресурсного типа // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. № 1. С. 31–43. DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-1-0-3.
8. Малкина М.Ю. Устойчивость бюджетных доходов субъектов РФ и ее источники // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1376–1389. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-23.
9. Bruce-Twum E., Schutte D., Asare N. Determinants of tax compliance costs of small and medium enterprises in emerging economies: Evidence from Ghana // Social Sciences & Humanities Open. 2022. Т. 6. № 1. DOI: 10.1016/j.ssaho.2022.100343.
10. Ojo A.O., Shittu S.A. Value added tax compliance, and small and medium enterprises (SMEs): analysis of influential factors in Nigeria // Cogent Business & Management. 2023. Т. 10. № 2. DOI: 10.1080/23311975.2023.2228553.
11. Deyganto K.O. The effect of tax incentives practices on the sustainability of micro, small and medium enterprises in Ethiopia during the outbreak of corona virus pandemic // Journal of Innovation and Entrepreneurship. 2022. Т. 11. DOI: 10.1186/s13731-022-00194-8.
12. Trinajstić M., Nižić M.K., Denona Bogović N. Business incentives for local economic development // Economies. 2022. Т. 10. № 6. DOI: 10.3390/economies10060135.
13. Nguyen B. Local government and small business revenue forecasting: evidence from a transition economy // Industrial and Corporate Change. 2024. Т. 33. №. 4. С. 855–883. DOI: 10.1093/icc/dtad050.
14. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 1. С. 112–119. DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-1-112-119.
15. Пьянова М.В. О необходимости реформирования налогообложения малого и среднего предпринимательства // Налоги. 2023. № 1. С. 2–9. DOI: 10.18572/1999-4796-2023-1-2-9.
16. Зотиков Н.З. Отмена единого налога на вмененный доход: последствия для бизнеса и бюджета // Вестник университета. 2023. № 7. С. 196–206. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-7-196-206.
17. Филобокова Л.Ю., Григорьева О.В. Стратегические подходы к управлению налоговым потенциалом в малом предпринимательстве // Экономика в промышленности. 2017. Т. 10. № 2. С. 139–146. DOI: 10.17073/2072-1633-2017-2-139-146.
18. Филобокова Л.Ю. Налоговый потенциал малого предпринимательства и стратегические подходы к управлению им // Управленческий учет и финансы. 2015. № 4. С. 274–283. DOI: 10.17073/2072-1633-2017-2-139-146.
19. Иневатова О.А., Галушко М.В., Огородникова Д.А. Влияние малого бизнеса на формирование налоговых доходов местного бюджета // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 1217–1230. DOI: 10.18334/epp.10.4.100872.
20. Стрижкина И.В., Стрижкина В.Н., Капустян Л.А. К вопросу о влиянии системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса на формирование регионального и местного бюджета (на материалах Алтайского края и г. Барнаула) // Экономика. Профессия. Бизнес. 2021. № 1. С. 90–94. DOI: 10.14258/epb202111.
21. Филиппова Н.А., Шелудякова О.Ю. Оценка современного состояния налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса Республики Мордовия: на примере упрощенной системы налогообложения // Регионология. 2018. Т. 26. № 2. С. 256–277. DOI: 10.15507/2413-1407.103.026.201802.256-277.
22. Прокофьев М.Н., Фрыгин А.В. Проблемы и особенности управления местными бюджетами в условиях пандемии // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. № 4. С. 39–45. DOI: 10.21777/2587-554X-2020-4-39-45.
23. Савина Е.О. Налоговые доходы местных бюджетов как составляющая финансовой самостоятельности муниципальных образований (на примере Пермского края) // Налоги и налогообложение. 2018. № 12. С. 30–52. DOI: 10.7256/2454-065X.2018.12.20491.
24. Савина О.Н., Паздникова Н.П., Шелестова Д.А. Формирование доходной базы местных бюджетов в условиях стратегических преобразований // Региональная экономика. Юг России. 2018. № 2. С. 129–138. DOI: 10.15688/re.volsu.2018.2.15.
25. Рогова К.В., Сычева-Передеро О.В. Оценка внутрирегиональных сдвигов предпринимательской активности в условиях пандемических и геополитических изменений 2020–2022 гг. (на материалах Кемеровской области – Кузбасса) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. Т. 8. № 4. С. 507–521. DOI: 10.21603/2500-3372-2023-8-4-507-521.
Рецензия
Для цитирования:
Корчагина И.В. Оценка пространственных пропорций налогового потенциала малого и среднего предпринимательства в регионе ресурсного типа. Статистика и Экономика. 2024;21(5):4-14. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-5-4-14
For citation:
Korchagina I.V. Assessment of Spatial Proportions of the Tax Potential of Small and Medium Enterprises in a Resource Type Region. Statistics and Economics. 2024;21(5):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-5-4-14