Оценка доли мужчин в численности педагогических работников в школах
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51
Аннотация
Цель исследования. Одной из актуальных проблем развития регионов России является повышение эффективности региональных систем общего среднего образования. При этом необходимо проведение мероприятий по сокращению гендерного разрыва в кадровом персонале современных школ. Для понимания сложившегося в регионах гендерного разрыва компаративный анализ различий между регионами целесообразно проводить на основе удельных показателей. При этом необходимо учитывать имеющуюся дифференциацию доли педагогических работников мужского пола по возрасту. Целью нашего исследования была оценка показателей, характеризующих долю учителей-мужчин разных возрастных групп в общей численности педагогических работников школ в регионах России. Этими показателями были доли числа мужчин пяти возрастных групп в общем числе школьных учителей в этих возрастных категориях в 2020 году.
Материалы и методы. В исследовании использовался предложенный автором методический подход, базирующийся на рассмотрении удельных показателей, описывающих долю мужчин-учителей разных возрастов, работающих в общеобразовательных школах, в общей численности педагогического персонала таких школ. Исследование включало пять этапов. В исследовании использовалась официальная статистическая информация по всем регионам России. Эта информация отражает итоги федерального статистического обследования, которое проводилось Министерством образования Российской Федерации. В качестве моделей были использованы функции плотности нормального распределения. В исследовании использовались методы статистического анализа и в частности ANOVA. В исследовании проводилось математическое моделирование распределения рассматриваемых показателей по регионам России.
Результаты. В ходе исследования было доказано, что в настоящее время отмечается существенная феминизация среднего образования в нашей стране. Проведенное моделирование эмпирических данных продемонстрировало, что значения показателей, характеризующих долю учителей-мужчин в общей численности педагогических работников школ, зависят от возраста учителей. Максимальное значение показателя было отмечено в возрастной группе до тридцати лет. При росте возраста значения показателей снижаются и достигают минимума в возрастной группе от сорока до сорока девяти лет. В более старшем возрасте доля учителей-мужчин увеличивается. В статье рассматриваются региональные особенности формирования преподавательского персонала школ. Были определены регионы с минимальными и максимальными значениями каждого из пяти показателей.
Заключение. Предлагаемый методический подход и полученные результаты обладают научной новизной, поскольку оценка территориальных особенностей гендерной структуры педагогических работников школ в регионах России ранее не проводилась. Представленный в статье методический подход к оценке гендерной структуры педагогического персонала общеобразовательных школ на основе предложенной методологии может применяться в дальнейших исследованиях.
Об авторе
Ю. С. ПиньковецкаяРоссия
Юлия Семеновна Пиньковецкая, к.э.н. доцент, доцент кафедры экономического анализа и государственного управления
Ульяновск
Список литературы
1. Davis I., Hay S. Primary masculinities: how male teachers are regarded as employees within primary education – a global systematic literature review // Sex Education. 2018. № 18(1). С. 280–292.
2. Moosa S., Bhana D. Masculinity as care: men can teach young children in the early years // Early Years. 2020. № 40(1). С. 1–15.
3. Lahelma E. Gender awareness in Finnish teacher education: an impossible mission? // Education Inquiry. 2011. №. 2(2). С. 263–276.
4. Martino W. Male Teachers as role models: addressing issues of masculinity, pedagogy and remasculinization of schooling. The Ontario institute for studies in education of the University of Toronto. 2008. № 38(2). С. 189–223.
5. Saigol M., Danish S. Feminisation of teaching: factors affecting low male participation in early childhood teaching at private schools in Pakistan // Journal of Education and Educational Development. 2016. № 3 (2). С. 147–178.
6. Nayoung H., Fitzpatrick B. Male teacher assignment and teacher turnover in elementary schools // AERA Open. 2021. № 7(1).С. 1–14.
7. Mcgrath K., Moosa S., Van Bergen P., Bhana D. The Plight of the Male Teacher: An Interdisciplinary and Multileveled Theoretical Framework for Researching a Shortage of Male Teachers // The Journal of Mens Studies. 2019. № 28(2). С. 1–16.
8. Rabelo A. Discriminated teachers: A study of male teachers in the early grades of primary school // Educação e Pesquisa. 2013. № 39(4). С. 907–925.
9. Cruickshank V., Kerby M., Baguley M. How do Pre-Service Male Primary Teachers Cope with Gender Related Challenges? // Australian Journal of Teacher Education. 2021. № 46 (1). С. 74–88.
10. Cushman P. Let’s hear it from the males: Issues facing male primary school teachers // Teaching and Teacher Education. 2005. № 21(3).С. 227–240.
11. Wood T. Teacher Perceptions of GenderBased Differences among Elementary School Teachers // International Electronic Journal of Elementary Education. 2012. № 4(2). С. 317–345.
12. Faulstich-Wieland H. Should Male Primary School Teachers be There Principally as Role Models for Boys? // Universal Journal of Educational Research. 2013. № 1(2). С. 65–73.
13. Mulholland J., Hansen P. Men who become primary school teachers: An early portrait // AsiaPacific Journal of Teacher Education. 2003. № 31(3). С. 213–224.
14. Martino W., Kehler M. Male teachers and the «boy problem»: An issue of recuperative masculinity politics // McGill Journal of Education. 2006. № 41(2). С. 113–131.
15. Захарова Е.Ю., Порш Л.А. Феминизация российского образования: этапы становления // Гуманитарный вектор. 2016. № 11(1). С. 58–62.
16. Рязанцев А.А. Верните в школу мужчин // Наука и Школа. 2018. № 5. С. 189–192.
17. Семенова Л.Э. Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы // Психологическая наука и образование. 2008. № 13(1). С. 82–89.
18. Саенко Л.А., Суменко Л.В. Феминизация современной российской школы // Аспирантский вестник Поволжья. 2012. № 12(7–8). C. 137–142.
19. Отчет по форме федерального статистического обследования № ОО-1. Министерство образования Российской Федерации. 2022. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/ed3ca74f26a1dc055a313991f66d2fa3/.
20. Pinkovetskaia I. Estimation of the share of women in the number of students of higher educational institutions: data by regions of Russia // Perspectivas em Diálogo. 2022. № 09(19). С. 7–20.
21. Pinkovetskaia I., Nuretdinova Y., Nuretdinov I., Lipatova N. Mathematical modeling on the base of functions density of normal distribution // REVISTA DE LA UNIVERSIDAD DEL ZULIA. 2021. № 12(33). С. 34–49.
22. Ostertagova E., Ostertag O. Methodology and Application of One-way ANOVA // American Journal of Mechanical Engineering. 2013. № 1(7). С. 256–261.
Рецензия
Для цитирования:
Пиньковецкая Ю.С. Оценка доли мужчин в численности педагогических работников в школах. Статистика и Экономика. 2022;19(2):43-51. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51
For citation:
Pinkovetskaya Yu.S. Assessment of the Proportion of Men in the Number of Teaching Staff in Schools. Statistics and Economics. 2022;19(2):43-51. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-2-43-51