Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Влияние цифровизации на процессы трансформации системы высшего образования

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-4-85-95

Аннотация

Цель исследования. Стремительно развивающиеся процессы становления цифровой экономики, влияют на различные сферы человеческой жизнедеятельности в современном обществе, неизбежно меняя образовательную среду. Целью работы является анализ основных тенденций развития и наметившихся процессов трансформации в сфере высшего образования под воздействием растущей цифровизации и цифровой трансформации различных сторон человеческой жизнедеятельности.

Материалы и методы. В ходе работы применялся динамический, структурный анализ аналитической и статистической информации о происходящих в этой области процессах, а также методы теоретического исследования: анализ и обобщение.

Результаты. Темпы развития цифровой экономики в современном мире весьма стремительны, в силу чего укорачиваются сроки существования ряда профессий, а изменения, влияющие на содержание труда способствуют появлению новых. Исходя из этого, необходимо понимание основных направлений развития в высшем образовании, так как подготовка кадров является одной из важнейших составляющих процессов цифровизации экономики. В работе сформулированы основные направления развития образования с использованием цифровых технологий, для подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих требованиям цифровой экономики и обозначен ряд проблем, с которыми столкнется образовательная система в процессе трансформации.

Заключение. Распространение цифровых и информационных технологий способствует существенным преобразованиям в различных областях человеческой деятельности и сфера высшего образования не является исключением. Формат цифровой экономики достаточно подвижен, что ведет к тому, что одни специальности будут возникать, другие с большей или меньшей быстротой терять свою значимость и исчезать, а также под воздействием постоянных и достаточно быстрых изменений будут меняться требования к подготовке кадров. Учитывая высокую подвижность и переменчивость современной ситуации как в экономике, так с в сфере высшего образования, существует необходимость постоянной корректировки образовательных программ с учетом происходящих изменений Стремительное развитие новых знаний и технологий, и многих другие причины способствуют существенным трансформациям систем высшего образования во всем мире. При этом, учитывая скорость происходящих изменения, достаточно сложно в настоящее время оценить весь спектр вызовов и проблем, которые встают перед сферой высшего образования. Отдельные разделы работы были опубликованы ранее в ряде статей автора, посвященных данной проблематике.

Об авторе

Т. И. Чинаева
Финансовый университет при Правительстве РФ
Россия

Татьяна Игоревна Чинаева – кандидат экономических наук, доцент

Москва



Список литературы

1. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Т. 10. № 4. С. 376–396.

2. Куприяновский В.П, Конев А.В., Синягов С.А., Намиот Д.Е., Куприяновский П.В., Замолодчиков Д.Г. Оптимизация использования ресурсов в цифровой экономике // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 12. С. 86–96.

3. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е., Уткин Н.А., Николаев Д.Е., Добрынин А.П. Трансформация промышленности в цифровой экономике – экосистема и жизненный цикл // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 1. С. 34–49.

4. Колесник А.П. Социальные системы в цифровой экономике // Стратегии бизнеса. 2018. № 1 (45). С. 3–11. DOI: 10.17747/2311-7184-2018-1-03-11.

5. Глазьев С.Ю. Информационно-цифровая революция // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018. № 1 (23). С. 70–83.

6. Золин И.Е. Роль цифровой экономики в развитии системы непрерывного образования // Logos et Praxis. 2019. T. 18. № 1. С. 41-51.

7. Frey C.B., Osborne M.A. The Future of Employment: How Susceptible Are Jobs to Computerization? [Электрон. ресурс] // Oxford Martin School. Programme on the Impacts of Future Technology. Режим доступа: http://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/The_Future_of_Employment.pdf

8. Карманов М.В., Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. № 25(10). С. 78-83.

9. Savey L., Daradkeh I.I., Gouveia L.B. The Success of Startups Through Digital Transformation // International Journal of Open Information Technologies. 2020. № 5(8).

10. Mazzone D.M. Digital or Death: Digital Transformation — The Only Choice for Business to Survive Smash and Conquer. (1st ed.). Mississauga, Ontario: Smashbox Consulting Inc, 2014.

11. Добрынин А.П. и др. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 1. С. 4–11.

12. Чинаева Т.И. Интеллектуальный потенциал: кадры для цифровой. Наука о данных и статистика в образовании будущего / Под ред. В.Н.Салина. М.: КноРус, 2018. С. 201–214.

13. Плаксин С., Абдрахманова Г., Ковалева Г. Интернет-экономика в России: подходы к определению и оценке // Форсайт. 2017. Т. 11. № 1. С. 55–65.

14. Идрисов Г.И., Княгинин В.Н., Кудрин А.Л., Рожкова Е.С. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. 2018. № 4. С. 5–25.

15. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Добрынин А.П. BIM – цифровая экономика. Как достигли успеха? Практический подход к теоретической концепции // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 3 (4).

16. Tapscott D. Grown Up Digital: How the Net Generation Is Changing Your World: McGrawHill. 2008. P. 16.

17. Голубецкая Н.П., Грибанов Ю.И., Репин Н.В. Трансформационные процессы предпринимательской деятельности: от индустриальной экономики до цифровой // Экономика и управление. 2018. № 2 (148). С. 29–35.

18. Пешкова Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 10. С. 50–75. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-50-75.

19. Киянова Л.Д., Литвиненко И.Л. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы // Статистика и Экономика. 2013. № 5. С. 51-55. DOI: 10.21686/2500-3925-2013-5-51-55.

20. Горностаева А.В., Колосова О.В. Тенденции развития рынка труда и образования в России в условиях цифровой трансформации экономики // В сборнике инновационные технологии в образовательной деятельности. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. 2020. С. 17–22.

21. Чинаева Т.И. Изменение системы высшего образования в условиях развития новых технологий и цифровизации общества // Наука о данных: материалы международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 5–7 февраля 2020 г.). СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. С. 317–319.

22. Салин В.Н., Ларионова Е.И., Чинаева Т.И. Статистический анализ сферы высшего образования по субъектам Российской Федерации // Транспортное дело России. 2015. № 1 (2). C. 52–56.

23. Оболенская Л.В., Мотова М.А., Чинаева Т.И. и др. Прогнозирование потребности в научно-педагогических кадрах по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники до 2015 г. Информационный бюллетень № 5. Москва, ЦИСН, 2012.

24. Деткина Д.А., Тибилова В.Э. Тенденции развития высшего образования в условиях цифровой экономики // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор и составитель Д.Н.Грибков. 2019. С. 92–97.

25. Московская А.А. Должно ли высшее образование соответствовать спросу на рынке труда? // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 75.

26. Звонников В.И., Нарбут В.В., Ерофеева В.С. Тенденции и проблемы в развитии высшего образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 6. С. 2–7.

27. Российский статистический ежегодник. 2019 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_13/Main.htm.

28. Н.В.Бондаренко Н.В., Бородина Д.Р., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования 2020. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 496 с.

29. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики 2019. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 248 с.

30. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. 2017. № 1 (5).

31. Сухарев О.С. Технологическое обновление: возможен ли успех цифровой экономики // Экономист. 2018. № 2. С. 10–22.

32. Аракелян С. Цифровая экономика: стратегия развития и новые технологии – достижения, риски, угрозы // Экономист. 2018. № 3. С. 52–71.

33. Эпштейн Д.Б. О влиянии цифровой экономики на экономический рост // Вопросы политический экономии. 2018. № 4. С. 78–90.


Рецензия

Для цитирования:


Чинаева Т.И. Влияние цифровизации на процессы трансформации системы высшего образования. Статистика и Экономика. 2020;17(4):85-95. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-4-85-95

For citation:


Chinayeva T.I. Impact of Digitalization on the Transformation of the Higher Education System. Statistics and Economics. 2020;17(4):85-95. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-4-85-95

Просмотров: 1385


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)