Исследование организационной структуры предприятий ритейла и образования методами статистического анализа
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2019-1-11-21
Аннотация
Цель исследования. Цель исследования состоит в уточнении разработанной авторами теоретической модели эволюции организационной структуры, которая базируется на гипотезе о том, что два типа организационных структур – последовательная и параллельная – сменяют друг друга, качественно изменяясь в процессе роста и развития организаций, но сохраняют свойства, определяющие характеристики структуры и обеспечивают существенный рост эффективности их деятельности. По результатам ранее проведенных авторами исследований была выдвинута гипотеза, что рост организаций при переходе от одного к другому типу организационной структуры имеет разный характер – интенсивный или экстенсивный и определяется способом трансформации организации.
Материалы и методы. В качестве объектов анализа были выбраны сектора розничной торговли, на предприятиях которого организационная структура во многом определяется обособленными подразделениями и образовательные организации. Организации сходных размеров, по мнению авторов, обладают сходными (последовательными или параллельными) организационными структурами. Для определения групп, объединяющих однородные объекты, применялся кластерный анализ, предназначенный для разбиения исходного набора данных на группы. С целью уточнения результатов кластерного анализа и выделения ключевых факторов, определяющих закономерности организационного развития, использовался метод главных компонент. Была проведена оценка влияния видов оказываемых образовательных услуг на эффективность деятельности частных образовательных организаций и их структуру с использованием метода построения дерева целей Исследования проводились по показателям организаций, полученным из базы данных коммерческих организаций Чешской Республики
Результаты. Предложенная авторами модель эволюции организационной структуры организаций розничной торговли в целом подтвердилась. При этом, результаты проведенного анализа позволили внести следующие уточнения:
- при переходе от параллельной организационной структуры к последовательной рост организации носит интенсивный характер, а при переходе от последовательной организационной структуры к параллельной рост имеет экстенсивный характер;
- закономерности развития организаций розничной торговли определяются тремя ключевыми факторами: размером организации, эффективностью ее деятельности и возрастом организации.
В результате проведенного кластерного анализа образовательных организаций было выявлено 7 кластеров. Анализируя средние значения переменных в этих кластерах, их можно объединить в 5 групп. На основании полученных результатов авторами было проведено дополнительное исследование с использованием дерева целей. Результаты построения дерева целей показали, что осуществление одних видов образовательных услуг более характерно для небольших образовательных организаций, других видов образовательных услуг – для более крупных образовательных организаций. Схожая картина сохраняется по отдельным видам образовательных услуг в зависимости от возраста организации.
Заключение. Результаты проведенного кластерного анализа коммерческих организаций двух секторов экономики Чешской Республики и их последующий анализ в целом подтвердили выдвинутые гипотезы и показали совпадение с соответствующими теоретическими моделями эволюции организационной структуры, а также продемонстрировали интенсивный характер роста организаций при переходе от параллельной организационной структуры к последовательной и экстенсивный характер роста при переходе от последовательной организационной структуры к параллельной. Использование закономерностей чередования последовательных и параллельных структур, а также предполагаемая оценка эффективности переходов позволит собственникам и менеджменту рациональнее осуществлять развитие коммерческих организаций.
Об авторах
А. Л. БобковРоссия
Александр Леонидович Бобков К.т.н., доцент, доцент кафедры экономики промышленности, заместитель начальника учебно-методического управления
И. В. Денисов
Россия
Игорь Владимирович Денисов Д.э.н., профессор, профессор кафедры менеджмента
О. В. Кучмаева
Россия
Оксана Викторовна Кучмаева Д.э.н., профессор, профессор кафедры народонаселения экономического факультета
Список литературы
1. Burns T., Stalker G. M. Mechanistic and organic systems of management // Sociology of Organizations: Structures and Relationships. 2011. № 14.
2. Ghiselli E. E., Siegel, J. P. Leadership and managerial success in tall and flat organization structures // Personnel Psychology. 1972. № 25(4). P. 617–624.
3. Mintzberg H. The structuring of organizations. In: Readings in Strategic Management Palgrave, London, 1989. P. 322–352.
4. Aoki M. Horizontal vs. vertical information structure of the firm // The American Economic Review. 1986. P. 971–983.
5. Keeling R.P., Underhile R., Wall A.F. Horizontal and vertical structures: The dynamics of organization in higher education // Liberal Education. 2007. № 93(4). P. 22–31.
6. Юсим В.Н., Свирчевский В.Д., Бобков А.Л. Экономико-технологический форсайт и стратегии развития фирм // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2015. Т. 4. № 4. С. 43–54.
7. Freiheit, T., Shpitalni, M., Hu, S.J. Productivity of paced parallel-serial manufacturing lines with and without crossover // Journal of Manufacturing Science and Engineering. 2004. № 126(2). P. 361–367.
8. Денисов И.В. Теория экономико-технологического развития фирм. М.: «Гриф и К», 2008.
9. Бобков А.Л., Денисов И.В., Кучмаева О.В. Развитие организационной структуры предприятий розничной торговли (на примере Чешской Республики) // Статистика и Экономика. 2017. Т. 14. № 3. С. 31–40.
10. Бобков А.Л., Денисов И.В., Кучмаева О.В. Кластерный анализ финансово-экономических и организационно-структурных показателей образовательных организаций Чешской Республики // Международная торговля и торговая политика. 2017. № 4 (12). С. 133–148.
11. Foster R. N. Working the S-curve: assessing technological threats // Research Management. 1986. № 29(4). P. 17–20.
12. Christensen C. The innovator’s dilemma: when new technologies cause great firms to fail // Harvard Business Review Press. 2013
13. Shah, R., & Ward, P.T. Lean manufacturing: context, practice bundles, and performance // Journal of operations management. 2003. № 21(2). P. 129–149.
14. Эмма Белл, Алан Браймен Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес: М.: Гуманитарный центр, 2012.
15. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. М.: «Дело и Сервис», 1999.
Рецензия
Для цитирования:
Бобков А.Л., Денисов И.В., Кучмаева О.В. Исследование организационной структуры предприятий ритейла и образования методами статистического анализа. Статистика и Экономика. 2019;16(1):11-21. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2019-1-11-21
For citation:
Bobkov A.L., Denisov I.V., Kuchmaeva O.V. Research of organizational structure of retail business and educational institution by methods of statistical analysis. Statistics and Economics. 2019;16(1):11-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2019-1-11-21