Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

К вопросу об индикаторах и содержании «глобальной конкурентоспособности»

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-4-14-21

Аннотация

Цель исследования состоит в анализе содержания конкурентоспособности страны, а также в характеристике известных в международной практике статистических показателей конкурентоспособности с позиций теоретически более разработанной теории рыночной конкуренции. Данная цель следует из выявленных проблем. Во-первых, отсутствуют общепринятая трактовка и единое понимание конкуренции и конкурентоспособности на страновом уровне. Даже международные организации, дающие оценки глобальной конкурентоспособности, расходятся в определениях конкурентоспособности. Во-вторых, в имеющихся первоисточниках по конкурентоспособности страны не прослеживается связь с теорией рыночной конкуренции при отсутствии оригинальной методики. В-третьих, известные статистические показатели глобальной конкурентоспособности не имеют достаточного теоретического обоснования и различаются наборами факторов. Все это свидетельствует о незавершенности методологии и методического обеспечения исследования конкурентоспособности на страновом уровне.

Материалы и методы. Исследование опирается на методологию статистики, экономической теории и маркетинга. Авторы следовали базовому принципу статистической методологии – требованию неразрывного сочетания качественного и количественного анализа, когда исследование начинается и завершается качественным анализом. Широко используется важнейший раздел статистической методологии – построение статистических показателей. В ходе анализа применен метод статистических классификаций. Значительное место в настоящем исследовании отводится методу обобщения и методу аналогий, понимая, что близкие термины должны означать аналогичное и почти аналогичное содержание. В проведенном исследовании широко применяется моделирование конкуренции и конкурентоспособности, что позволило в развитие теории конкуренции разработать логическую модель конкуренции.

Результаты. На основании обзора определений проведен анализ содержания глобальной конкурентоспособности и в развитие методического обеспечения исследования конкурентоспособности в статье представлены следующие результаты: сформулировано два подхода к пониманию конкурентоспособности на уровне страны – рыночный и факторный; дан всесторонний анализ факторного подхода к национальной конкурентоспособности; получила развитие теория и предложена логическая модель рыночной конкуренции; введены ключевые для характеристики рыночной конкуренции понятия объекта и субъекта выбора; выдвинуты обоснования отсутствия аналогии конкурентоспособности продукта и страны; охарактеризованы статистические индикаторы глобальной конкурентоспособности стран и выявлено отсутствие единого мнения о том, что измеряет такой показатель; выявлены допустимые случаи аналогии конкурентоспособности страны с конкурентоспособностью продавца и покупателя.

Заключение. Исследование показало, что категория глобальной (национальной, страновой) конкурентоспособности не согласуется с теорией рыночной конкуренции, что делает ее широкое применение проблематичным без конкретизации содержания и разработки дополнительного обоснования. Имеющиеся в литературе наработки по исчислению индикаторов национальной конкурентоспособности требуют обоснования, но они могут и должны служить теоретической и практической базой для разработки научно-обоснованной системы показателей (индексов), характеризующих экономическую и социальную сферы деятельности государства, а также различные стороны национальной экономики. При этом не следует считать перспективным проведение подобного исследования в рамках анализа национальной конкурентоспособности.

Об авторах

А. В. Коротков
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Анатолий Владимирович Коротков

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Статистики 

Москва



М. В. Карманов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Михаил Владимирович Карманов

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Статистики 

Москва



В. И. Кузнецов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Владимир Иванович Кузнецов

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Статистики 

Москва



И. А. Киселева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Ирина Анатольевна Киселева

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры Математических методов в экономике 

Москва



Список литературы

1. Портер М.Э. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Вильямс, 2001. C. 495.

2. Википедия. Статья «Национальная конкурентоспособность» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальная конкурентоспособность (дата обращения: 07.06.2017).

3. Рубин Ю.Б. Что такое конкуренция? (введение в теорию конкурентного поведения) // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 101–126.

4. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101–106.

5. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность: Монография. М.: Стандарты и качество, 2009. С. 463

6. Тарануха Ю.В. К вопросу об универсальной или единой теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 6 (24). С. 83–106.

7. Рубин Ю.Б., Фатхутдинов Р.А. Будущее конкуренции и конкурентоспособности // Вопросы новой экономики. 2008. № 3–4. С. 63–65.

8. Горбашко Е.А., Дюков И.И., Туманов К.М. Конкурентоспособность стран. Ее оценка и роль в преодолении последствий экономического кризиса // Стандарты и качество. 2009. № 10. С. 66–71.

9. Максимова Е.Н. Глобальная конкурентоспособность России: проблемы и различные подходы к методу ее оценки // Экономика и социум. 2014. № 1–2 (10). С. 214–226.

10. Кондратьев В.Б., Егоров А.С., Аукуционек С.П. Оценки конкурентоспособности стран // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 2. С. 12–25.

11. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. С. 584.

12. Шимко П.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. проф. Максимцева. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017. С. 392.

13. Розанова Н.М. Национальная экономика. В 2 ч. Ч. 2: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 279.

14. Мировая экономика. Экономика стран и регионов: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.П. Колосова М.Н. Осьмовой. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 519

15. Центр гуманитарных технологий. Индекс глобальной конкурентоспособности. Гуманитарная энциклопедия, 2006–2016 URL: http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info (дата обращения: 07.06.2017).

16. Центр гуманитарных технологий. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности по версии IMD. Гуманитарная энциклопедия, 2006–2016 URL: http://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook/info (дата обращения: 07.06.2017).

17. Колосов И.А. Динамика конкурентоспособности России по индексу WCY // Вопросы экономики и права. 2011. № 7. С. 178.

18. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 304

19. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / под ред. В.И. Суслова. 2-е изд., доп. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008.

20. Бизнес: Оксфордский толковый словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2000.

21. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

22. Википедия. Статья «Кредитный рейтинг» URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кредитный рейтинг (дата обращения: 25.05.2017).


Рецензия

Для цитирования:


Коротков А.В., Карманов М.В., Кузнецов В.И., Киселева И.А. К вопросу об индикаторах и содержании «глобальной конкурентоспособности». Статистика и Экономика. 2017;(4):14-21. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-4-14-21

For citation:


Korotkov A.V., Karmanov M.V., Kuznetsov V.I., Kiseleva I.A. On indexes and subject matter of “global competitiveness”. Statistics and Economics. 2017;(4):14-21. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-4-14-21

Просмотров: 1204


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)