КОМПЛЕКСНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Резюме:
В статье отражены результаты комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий мясоперерабатывающей отрасли Вологодской области, выполненной на основе системы показателей, позволяющей оценить, с одной стороны, финансовые результаты деятельности предприятия, а с другой стороны – мнение тех, кто непосредственно потребляет его продукцию. Объектом исследования стали 13 мясоперерабатывающих предприятий – участники бренда «Настоящий Вологодский продукт» по состоянию на 2024 год, для которых также осуществлена оценка их финансового состояния и потенциала.
Цель исследования. Осуществление сравнительной оценки и построение рейтинга вологодских предприятий-переработчиков мясной продукции, участвующих в Системе добровольной сертификации продукции «Настоящий Вологодский продукт» на основе оригинальной методики сравнительной комплексной оценки производителей-участников бренда.
Материалы и методы. В ходе исследования использовался метод многомерной комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий, основанной на системе двух категорий индикаторов: индикаторы оценки потребительских предпочтений и индикаторы оценки финансового состояния предприятий. Выполнены сравнительные сопоставления с результатами применения данного метода к этой же выборке предприятий, полученные в ходе исследования, проведенного в 2020 году. Сбор информации осуществлялся методами анкетного опроса, нормирования и обобщения результатов, статистическими методами, методом рейтинговой оценки. Для представления результатов оценки использован графический метод.
Результаты. Построен рейтинг предприятий по показателям интегрированных уровней их сравнительных оценок, что позволило сформулировать функциональные особенности производителей мясной продукции для населения по степени их участия в обеспечении потенциала развития регионального товарного бренда «Настоящий Вологодский продукт». Выявленные проблемы в работе исследованных предприятий отрасли, позволили определить движущие факторы роста их потенциала.
Заключение. Проведенный на основе комплексного подхода анализ мясоперерабатывающих производителей-участников бренда «Настоящий Вологодский продукт» позволил выявить сильные и слабые стороны данных предприятий, что в целом позволяет судить о достаточно высоком экономическом потенциале развития мясоперерабатывающей отрасли в Вологодской области, о наличии возможностей расширения рынка продаж как внутри региона, так и за его пределами, включая более интенсивное расширение географии экспорта. Продукция сельскохозяйственного происхождения, произведенная из сертифицированного экологически чистого сырья, имеет неоспоримые конкурентные преимущества, по сравнению с ввозимой из соседних регионов и импортируемой продукцией.
Об авторах
Оксана Анатольевна ШиховаРоссия
Кафедра экономики и управления в АПК, доцент
Александра Евгеньевна Туркина
Россия
магистрант
Малена Михайловна Мелентьева
Россия
магистрант
Список литературы
1. Настоящий Вологодский продукт / Официальный портал Правительства Вологодской области. https://vologda–oblast.ru/o_regione/brendy/nastoyashchiy_vologodskiy_produkt/.
2. Настоящий Вологодский продукт / Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса. https://www.xn--35-dlc7bl.xn--p1ai/?ysclid=m6s1mnd7lm799173548
3. Бургомистрова О.Н. Региональные бренды «Вологодское масло», «Настоящий Вологодский продукт» // АгроЗооТехника. 2018. Т. 1. С. 1-4. https://elibrary.ru/download/elibrary_36702207_70819985.pdf.
4. Селина М.Н., Шихова О.А., Баринова О.И. Роль брендинга в обеспечении продовольственной безопасности региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2020. 3 (137). С. 57–64.
5. Oksana A. Shikhova, Marina N. Selina, Olga I. Barinova The Economic Potential Of The Meat Processing Indus-try In The Vologda Region // Land Economy and Rural Studies Essentials Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021) 2021. С. 63-71. https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10095/16180/article_10095_16180_pdf_100.pdf.
6. Шихова О.А. Методологические подходы к интегрированной оценке силы бренда на основе системы индикаторов и моделирования обобщенных результатов опроса потребителей // Статистика и экономика. 2021. Том 18. №2. С. 22-33. https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-integrirovannoy-otsenke-sily-brenda-na-osnove-sistemy-indikatorov-i-modelirovaniya-obobschennyh/viewer.
7. Yureneva, T.G., Barinova, O.I., Golubeva, S.G. Monitoring of the financial condition of agricultural organizations in the Vologda region of Russia // Towards Productive, Sustainable and Resilient Global Agriculture and Food Systems Conference proceedings. 2018. P. 1500-1514. https://elibrary.ru/item.asp?id=36396477.
8. Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности. 2016. 234 с. Анализ финансовой отчетности Бариленко.pdf
9. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия. 2017. 374 с. https://znanium.com/catalog/document?id=108079.
10. Количественные методы анализа в маркетинге: под ред. Т. П. Данько, И. И. Скоробогатых. 2005. 384 с. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ujtnhb
11. Леонтьев Ю.Б. Практика оценки товарных знаков // Вопросы оценки. 2003. № 2. С. 9-15. https://elibrary.ru/download/elibrary_17284436_86906716.pdf.
12. Аверченко К.С. Позиционирование и продвижение промышленного бренда на рынке конечных потребителей // Маркетинговое управление предприятием. 2017. Вып. 3. С. 5-35. https://elibrary.ru/download/elibrary_30575631_97213265.pdf.
13. Булатова Ш.В. Волкова Е.А. Сущность и особенности классификационных подходов российских специалистов к изучению бренда // Труды ульяновского научного центра «Ноосферные знания и технологии». 2017. С.32-39. https://elibrary.ru/download/elibrary_32824382_84786355.pdf.
14. Домнин В.Н. Предпочтения бренда — ключевой фактор влияния на потребительский спрос и рыночные показатели фирмы // Бренд–менеджмент. 2009. № 3. С. 130-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12688973.
15. Кузнецова Н.В. Синицына О.Н. Бренд, брендинг, бренд менеджмент: к вопросу о роли в деятельности современной организации // Экономика и политика. 2014. №2(3). С.118-122. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22416193_44656045.pdf.
Рецензия
Для цитирования:
Шихова О.А., Туркина А.Е., Мелентьева М.М. КОМПЛЕКСНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Статистика и Экономика. 2025;22(1).