Возможности игрового моделирования в управлении ассортиментом продукции
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-6-18-29
Аннотация
Растущая в условиях санкционного давления конкуренция среди отечественных производителей требует особого внимания к вопросам оптимизации ассортимента. Производители в меняющихся условиях вынуждены постоянно следить за продажами, анализировать данные и оптимизировать ассортимент, исключая неэффективные виды продукции и добавляя новые виды, пользующие спросом на рынке сбыта.
Цель исследования: выявить возможности теории игр в управлении ассортиментом продукции, представить рекомендации по её использованию в процессе формирования ассортиментной политики. Актуальность темы исследования обусловлена потребностью производителей в совершенствовании механизмов управления ассортиментом производимой продукции.
В процессе исследования использованы следующие материалы и методы игрового моделирования: конструирование множества игроков, конструирование множеств стратегий игроков, количественная оценка элементов платёжной матрицы, приёмы снижения степени неопределенности, методы выбора оптимальных стратегий в условиях полной и частичной неопределенности, а также обобщение опыта использования игровых моделей при анализе различных экономических ситуаций. Акцентируется внимание на игровом моделировании, дополняющем математическо-статистические методы, традиционно используемые для формирования ассортиментной политики: методы математического программирования – задача оптимизации ассортимента при наличии ограничений на ресурсы, например бюджет и запасы сырья, используемого в процессе производства; методы многокритериального выбора – задачи учета нескольких критериев при принятии решений по ассортименту продукции, например качество продукции, цена продукции, спрос на продукцию и др.; методы статистического анализа (задача анализа имеющихся данные о продажах и выявления трендов – регрессионный анализ для прогнозирования спроса на производимую продукцию, выявления зависимостей между различными факторами, такими как спрос на продукцию и цены, маркетинговые усилия, сезонность и др.; кластерный анализ для сегментации товаров и клиентов на основе ранее выделенных характеристик, например, предпочтения покупателей и возраст, а также ассоциативный анализ для выявления зависимостей между товарами – определение групп товаров, которые могут быть представлены вместе в ассортименте); методы анализа временных рядов и имитационного моделирования (задача прогнозирования спроса на продукцию, основанного на имеющихся данных о продажах; задача фиктивной реализации различных сценариев управления ассортиментом и количественной оценки их последствий).
Результаты: построены игровые модели управления ассортиментом продукции базового уровня (учёт наличия вида продукции в формируемом ассортименте) и продвинутого уровня (учёт не только наличия вида продукции в формируемом ассортименте, но и его количества), предложен подход к количественной оценке последствий принимаемых решений об изменении ассортимента выпускаемой продукции. Установлена чувствительность оптимальной стратегии формирования ассортимента продукции к динамике отношения ЛПР к риску и уровня доверия к информации.
Заключение. Научная новизна исследования состоит в разработке подхода к управлению ассортиментом производимой продукции, основу которого составляет обоснование оптимальности игровой стратегии. Практическая значимость исследования заключается в расширении применения прикладных и исследовательских возможностей игрового моделирования на вопросы управления ассортиментом производимой продукции, а также совершенствовании инструментария анализа ассортиментной политики предприятия (аспекты ширины и глубины ассортимента). Выявлено и обосновано 8 факторов стратегической ассортиментной политики.
Об авторах
Д. А. ВласовРоссия
Дмитрий Анатольевич Власов, К.п.н., доцент, доцент кафедры математических методов в экономике
Москва
П. А. Карасев
Россия
Петр Александрович Карасев, К.э.н., доцент кафедры высшей математики
Москва
А. В. Синчуков
Россия
Александр Валерьевич Синчуков, К.п.н., доцент кафедры математики
Москва
Список литературы
1. Сигал А.В., Бакуменко М.А., Ремесник Е.С. Рискология. М.: ИНФРА-М, 2024. 463 с.
2. Сигал А.В. Теория игр и ее экономические приложения. М.: ИНФРА-М, 2024. 418 с.
3. Власов Д.А. Введение в теорию игр. М.: ИНФРА-М, 2023. 222 с.
4. Степанов Л.В., Кольцов А.С., Десятов Д.Б. Особенности математических методов и условия их применения // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2021. № 2. С. 101–105.
5. Михель Е.А., Зайцев А.А., Дмитриев Н.Д. Теоретико-игровой инструментарий взаимодействия предприятий в системе стратегического планирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 2(2). С. 218–231.
6. Зайцев А.А., Михель Е.А., Дмитриев Н.Д. Использование теоретико-игрового подхода для формирования финансовой стратегии взаимодействия предприятий // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 3(52). С. 81–87.
7. Белозеров С.А., Соколовская Е.В. Теоретико-игровой подход к моделированию конфликта интересов: экономические санкции // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 1. С. 65–80.
8. Смирнов В.Д., Колокольчиков А.В. Теория игр в жизни и бизнесе // Вестник науки и образования. 2020. № 12(90). С. 30–32.
9. Залилова З.А. Анализ методик эффективного управления ассортиментом продукции // Российский электронный научный журнал. 2022. № 2(44). С. 93–104.
10. Ларин С.Н., Соколов Н.А. Оптимизация стратегий наращивания производства инновационной продукции гражданского назначения // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3(116). С. 1003–1010.
11. Болотнова Е.А., Олейник А.Н., Матвеева А.А., Никитенко С.В. Анализ ассортимента и структуры продукции // Вестник Академии знаний. 2023. № 1(54). С. 64–68.
12. Фомин Г.П., Максимов Д.А., Сухорукова И.В. Многокритериальные методы анализа показателей продукции в управлении рисками // Экономика и управление: проблемы, решения. 2022. Т. 2. № 11(131). С. 231–238.
13. Фомин Г.П., Сухорукова И.В., Алешина И.Ф. Идентификация, индикаторы и реестры рисков в торговле // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 40(2). С. 287–292.
14. Власов Д.А., Синчуков А.В. Игровое моделирование производственных стратегий пекарни-булочной в условиях полной неопределенности // Инновации и инвестиции. 2024. № 7. С. 512–517.
15. Argenzian Rossella & Gilboa Itzhak. Similarity Nash Equilibria in Statistical Games // American Economic Journal: Microeconomics. 2023. № 15. С. 354-386. 10.1257/mic.20220049.
16. Mackey E & Elliot Mark. An Application of Game Theory to Understanding Statistical Disclosure Events. 2023.
17. Ozpeynirci Ozgur & Özpeynirci Selin & Mousseau Vincent. A decomposition based minimax regret approach for inverse multiple criteria sorting problem. 2022. № 4OR. DOI: 10.1007/s10288-022-00505-5.
18. Naeve Jörg & Naeve Jorg. Maximax, leximax, and the demanding criterion // Mathematical Social Sciences. 2000. № 40. С. 313–325. DOI: 10.1016/S0165-4896(99)00052-9.
19. Баюк О.А., Денежкина И.Е., Зададаев С.А. Применение многокритериальной оптимизации для принятия маркетинговых решений // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 188. С. 13–17.
20. Дарда Е.С., Степанов С.С. Анализ дифференциации производства основных видов продукции животноводства по различным группам производителей в системе управления аграрным сектором экономики России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 421.
21. Козлова О.А., Нечаева Е.В. Инновации в системе маркетингового управления товарным ассортиментом предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 4. С. 310–318.
22. Просвиркин Б.Л., Бекетов А.Н. Управление товарным ассортиментом как важнейший элемент маркетинга торгового предприятия (некоторые аспекты зарубежного опыта и теории проблемы) // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2013. № 2(56). С. 72–80.
Рецензия
Для цитирования:
Власов Д.А., Карасев П.А., Синчуков А.В. Возможности игрового моделирования в управлении ассортиментом продукции. Статистика и Экономика. 2024;21(6):18-29. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-6-18-29
For citation:
Vlasov D.A., Karasev P.A., Sinchukov A.V. Game Modeling Possibilities in Product Assortment Management. Statistics and Economics. 2024;21(6):18-29. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-6-18-29