Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Статистика как отражение влияния факторов на экономическое поведение домашних хозяйств

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2025-1-34-47

Аннотация

   Целью исследования является обоснование критериев и разработка классификаций факторов влияния на экономическое поведение домашних хозяйств.

   Актуальность исследования обусловлена значимостью экономического поведения, на которое воздействуют различные факторы, активизирующие функции населения, связанные с потребностями, желаниями, ценностями и ориентациями людей.

   Однако современные факторы, влияющие на экономическое поведение домашних хозяйств изучены не в полной мере. Большинство исследователей рассматривают их фрагментарно, без увязки с возможностями населения, экономической ситуации, состоянием внешней среды, тенденциями развития экономики, культурными особенностями и условиями существования, формами ведения домохозяйства. В исследовании предпринята попытка учета и анализа ключевых факторов, воздействующих на поведение домашних хозяйств по критериям степени рациональности или иррациональностей поступков и действий людей. Использованы важнейшие факторы, влияющие на поведение домашних хозяйств: уровень инфляции и доходов; человеческого развития; эффективность государственного управления и информатизация экономики.

   Материалами и методами исследования являются цифровые измерители официальной статистики и следующие методы: индексный, балансовых построений, группировок, многофакторного анализа и сопоставления различных данных.

   Автором проведена оценка факторов влияния на поведение домохозяйств по социально-экономическим показателям, за период 2010–2023 годов, которые позволяют объективно отразить действия и поступки людей в зависимости от изменений ситуации во внутренней и внешней среде жизнедеятельности населения. По результатам обзора теоретических и методических подходов разработана классификация факторов, оказывающих непосредственное воздействие на поведение людей, их потребности, производство и тенденции развития регионов страны. Установлено, что инфляция является ключевым экономическим фактором, оказывающим значительное влияние на жизнь, доходы, деятельность домохозяйств, она часто искусственно снижает труд и знания людей. Во время инфляции покупательская способность денег падает, а это вынуждает домашние хозяйства искать пути к обеспечению своего выживания, самосохранения, сокращения затрат на потребление благ, отказа от традиционных благ и потребностей. Неблагоприятная среда обитания и непредсказуемые условия жизнедеятельности людей отрицательно влияют на благосостояние и рациональное поведение домашних хозяйств.

   Заключение: использование статистического подхода для отражения критериев и факторов, влияющих на экономическое поведение домашних хозяйств позволило определить реальные положительные и отрицательные воздействия внешней среды, измерить уровень развития и вклад конкретной территории в экономику страны, минимизации иррациональных поступков и максимизации рациональных действий домохозяйств, что имеет важное значение при разработке стратегии развития и рекомендаций по совершенствованию государственной политики, направленных на активизацию экономического поведения для повышения качества жизни населения.

Об авторе

Н. Д. Кремлев
Институт экономики (Курганский филиал) УО РАН
Россия

Николай Дмитриевич Кремлев, к. э. н., доцент, старший научный сотрудник

Курган



Список литературы

1. Солдатова Н.Ф. Классификация факторов влияния на потребительское поведение в новых экономических условиях // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 4. С. 1393–1404.

2. Саттарова И.В., Черкашина Л.В. Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение [Электрон. ресурс] // Отходы и ресурсы. 2022. Т. 9. № 1. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/03ECOR122.pdf

3. Сахбиева А.И. Влияние макроэкономических факторов на потребительское поведение домохозяйств // Modern Economy Success. 2023. № 6. С. 247–251.

4. Сподарева Е.Г., Гаврилова О.А. Влияние психологических факторов на финансовое поведение населения // Новое в экономической кибернетике. 2023. № 4. С. 125–134.

5. Кирюшин И.А. Влияние социальных факторов на электоральное поведение российских граждан // Социология. 2024. № 1. С. 27–32.

6. Лещенко Л.А. Влияние внешних и внутренних факторов на формирование самосохранительного поведения лиц старшего возраста (региональный аспект) // Logoset Praxis. 2023. Т. 22. № 1. С. 93–101.

7. Парфенов А.В. Влияние фактора риска на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации (на примере компромисса) // Юридическая техника. 2019. № 13. С. 283–286.

8. Благоев В.И., Шустова Е.П., Мищенко И.В. Сравнительный анализ влияния ключевых факторов на потребительское поведение населения в отношении биопродукции на региональных рынках // Экономика. Профессия. Бизнес. 2020. № 2. С. 14–24.

9. Нифталиев Н.Ф.О., Нифталиева Н.Н.К. Экономические и психологические факторы денег на поведение человека // Endless Light in Science. 2022. № 7–7. С. 40–43.

10. Боков Ю.А. Разумность и определенность в правовом регулировании как факторы влияния на электоральное поведение граждан кайзеровской Германии // Государственно-правовые исследования. 2021. № 4. С. 262–267.

11. Артемьева О.Н. Влияние культурологических факторов на поведение российского потребителя // Мировая наука. 2019. № 6 (27). С. 43–47.

12. Корчагина О.А. Влияние факторов поведения потребителей на процесс принятия решения о покупке услуги питания в кафе // Труды Ульяновского научного центра «Ноосферные знания и технологии». Ульяновск, 2018. С. 25–35.

13. Ермаков С.А., Недосейкина С.М., Гуровская Е.Е. Факторы различия между культурами и их влияния на поведение людей // Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Наука преображает реальность – 2024». Воронеж, 2024. С. 258–264.

14. Рубцова Н.В., Выговская П.Д. Ограничение рекламы алкогольной продукции как фактор влияния на поведение потребителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 282–284.

15. Полякова Е.В., Тертерова О.Б. Влияние социальных и экономических факторов на благотворительное поведение: комплексный анализ // Труды 46-й Международной научной школы-семинара: Системное моделирование социально-экономических процессов. Воронеж, 2024. С. 631–640.

16. Германова А.В. Влияние социально-демографических факторов на сберегательное поведение современных россиян // Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 1 (5). С. 9–14.

17. Малышенко К.А., Пивкина А В., Забора В.В. Иррациональное поведение субъектов рынка как фактор влияния на инвестиционные решения // Материалы XI международной научно-практической конференции: Экономика устойчивого развития региона: инновации, финансовые аспекты, технологические драйверы развития в сфере туризма и гостеприимства. Симферополь, 2024. С. 58–61.

18. Альгузо М.М.С., Беденко Н.Н. Национально-культурный аспект как один из факторов влияния на корпоративное поведение // Управление в социальных и экономических системах. 2021. № 30. С. 7–9.

19. Аликперова Н. В. Факторы влияния на финансовое поведение населения России: эффект 3Д // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 2. С. 165–175.

20. Соколовская Т.А., Армашевская О.В., Сенеко А.Ш. Влияние социально-экономических факторов и гендерных особенностей на репродуктивное поведение населения [Электрон. ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения : сетевое издание. 2022. № 68(5). 10. Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1420/30/lang,ru/.

21. Васильева Е.Н., Баймурзина Г.Р. Современная российская семья: факторы формирования моделей репродуктивного и брачного поведения [Электрон. ресурс] // Социальное пространство : сетевое издание. 2021. 4(7). Режим доступа: http://socialarea-journal.ru/article/29069

22. Астахова Л.В. Модель нулевого доверия как фактор влияния на информационное поведение сотрудников организации // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2022. № 3. С. 13–17.

23. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2024: Р32 : Стат. сб. / Росстат. М., 2024. 1081 с.

24. Российский статистический ежегодник. 2024 : Стат. сб. / Росстат. Р76 М., 2024. 630 с.

25. Национальные счета России в 2015–2022 годах : Стат. сб. / H35. Росстат. М., 2023. 419 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кремлев Н.Д. Статистика как отражение влияния факторов на экономическое поведение домашних хозяйств. Статистика и Экономика. 2025;22(1):34-47. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2025-1-34-47

For citation:


Kremlev N.D. Statistics as a Reflection of the Influence of Factors on the Economic Behavior of Households. Statistics and Economics. 2025;22(1):34-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2025-1-34-47

Просмотров: 157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)