Противоправная деятельность картельных организаций в сфере государственных закупок как новый объект статистического изучения
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-2-83-95
Аннотация
Сфера государственных закупок и освоения бюджетных средств во всех странах является средой, которая привлекает не только добропорядочных предпринимателей, желающих гарантированно заработать, но и различные «криминальные беловоротничковые элементы». Объем финансирования сферы государственного заказа в Российской Федерации по разным подсчетам занимаем до трети всего ВВП. В указанной сфере задействовано большое число трудовых и финансовых ресурсов, при этом регулярно меняющееся законодательство в указанной сфере, а также сложность в проведении закупочных процедур для разных категорий товаров, работ, услуг создают благоприятные условия и позволяют недобросовестным участникам торгов, а также коррумпированным представителям заказчика получить необоснованную прибыль и незаконное вознаграждение. В сложившейся ситуации, внедрение новых мер контроля становится жизненно важным для обеспечения честной конкуренции и эффективного освоения бюджетных средств. Именно поэтому, дополнительные исследования и меры, направленные на устранения данных проблем и предпосылок их возникновения, являются неотъемлемой частью обеспечения эффективности системы государственных закупок и защиты государственных интересов.
Цель исследования: изучение генезиса картельных соглашений в государственных закупках и их влияние на реализацию национальных проектов в Российской Федерации, а также влияние картельных соглашений на наличие здоровой конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств. В рамках работы рассмотрено состояние преступности в указанной сфере, определены признаки картельных соглашений, способы выявления картелей, а также признаки сговора между заказчиком и участником государственных закупок.
Методы и материалы: автор в своей работе применяет всесторонний методологический подход, включая анализ статистических данных, методы общей теории статистики, а также методы синтеза и анализа. Основное внимание уделяется анализу действующего нормативно-правового регулирования в сфере государственных закупок. Для визуализации статистических данных использовались графические и табличные методы. Исследование базируется на данных, предоставленных МВД России, ФАС России, Федеральным казначейством Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде.
Результаты исследования: в работе произведена количественная оценка сферы государственных закупок за последние годы, дана оценка проводимой работы сотрудниками правоохранительных органов и антимонопольной службы. Приведены типовые нарушения антимонопольного законодательства при проведении государственных закупок и предложены способы их выявления. Проанализированы противоправные схемы, применяемые участниками картелей при осуществлении электронных торгов, а также проблемные вопросы и способы их разрешения, возникающие на практике. В работе предложены разнообразные подходы к повышению эффективности работы правоохранительных и контрольных органов. Анализ правоприменительной практики выявил проблемы, связанные с доказыванием преступлений в данной сфере, а также отмечен недостаточный уровень взаимодействия между правоохранительными органами и Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации.
Заключение. В исследовании автор провел анализ основных признаков картелей, предложил методы их выявления, а также пути улучшения проводимых проверочных мероприятий. Представленные меры не исчерпывают тему исследования, и для эффективного противодействия картелям рекомендуется системный подход, включающий не только повышение качества работы правоохранительных и контрольных органов, но и совершенствование программного и материально-технического обеспечения, используемого при осуществлении проверок. Картели в государственных закупках являются для России относительно новым явлением, статистические данные, полученные из МВД России и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, свидетельствуют, что правоохранительные и контрольные органы только начинают свою работу по противодействию криминальным проявлениям участников картельных соглашений. Только совместная плодотворная работа правоохранительных и контрольных органов позволит обеспечить экономическую безопасность государства и защитить национальные интересы Российской Федерации.
Об авторе
А. Е. ЛяпинРоссия
Андрей Евгеньевич Ляпин, к.э.н., докторант
Москва
Список литературы
1. Артюшенко Д.В., Тенишев А.П., Тесленко А.В. Борьба с картелями. Итоги, вызовы, перспективы. Сборник научных статей и тезисов. М.: Наука и образование, 2020. 592 с.
2. Ярилова О.Е., Феофилова Т.Ю. Методы распознавания картельного сговора в сфере госзакупок с помощью цифровых доказательств // Актуальные проблемы формирования эффективной системы ПОД/ФТ. 2019. С. 289–293.
3. Официальный сайт правового портала «Право» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.law.ru/news/35718-minfin-v-2022-godu-goszakazchiki-zaklyuchili-kontrakty-na-111-trln-rubley.
4. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf.
5. Кинёв А. Ю. Классификация антиконкурентных соглашений в антимонопольном законодательстве Российской Федерации [Электрон. ресурс] // Современная конкуренция. 2011. № 1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klasifikatsiya-antikonkurentnyh-soglasheniy-v-antimonopolnom-zakonodatelstve-rossiyskoy-federatsii. (Дата обращения: 02.01.2024).
6. Коновалова З. А. Правовые основы закупочной деятельности // Политические, экономические и социокультурные аспекты регионального управления на Европейском Севере: материалы XVI Всероссийской научной конференции (с международным участием), (Сыктывкар, 26–28 апреля 2023). Сыктывкар: Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2023. С. 249–253.
7. Семенов Н.С., Тихон В.И. Признаки картельных соглашений при осуществлении муниципальных закупок // Управленческие науки в современном мире. 2019. С. 417–423.
8. Ботвенко Л.А., Вахрушева Л.В., Лукашик А.Ф., Холодов П.П. Управление государственными и муниципальными закупками. Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Авторское издательство Кузбассвузиздат», 2016. 147 с.
9. Даниловская А.В., Тенишев А.П. Об уголовной ответственности за сговоры на торгах // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1(98). С. 119–131. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.98.1.119-131.
10. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// cdep.ru/index.php?id=79&item=6121. (Дата обращения: 02.01.2024).
11. Мелкумян Г.М. Воспрепятствование антимонопольному органу при проведении проверок: проблемы и пути решения с целью декартелизации российской экономики и формирования эффективной контрактной системы // Современная экономика: проблемы и решения. 2021. № 5(137). С. 87–98.
12. Тенишев А.П., Тесленко А.В. Уголовно-правовая охрана конкуренции в условиях развития цифровых технологий // Закон. 2019. № 6. С. 124–131.
13. Васильева О. Н. Особенности установления факта ограничения конкуренции по признакам цифровых картелей // Безопасность бизнеса. 2023. № 3. С. 33–38.
14. Официальный сайт ФАС России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/15258. (Дата обращения 02.01.2024).
15. Хамуков М.А. Антиконкурентные соглашения участников размещения государственного заказа // Государственный аудит. Право. Экономика. 2014. № 1(2). С. 28–31.
16. Официальный сайт ФАС России. Решение по делу 1-11-123/00-22-18 О нарушении антимонопольного законодательства [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/documents/669177. (Дата обращения: 04.01.2023).
17. Кинев А.Ю., Франскевич О.П. Классификация антиконкурентных соглашений при проведении торгов // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. № 3(7). С. 8–15.
18. Хамуков М.А. Методы выявления картелей на электронных аукционах // Вестник АКСОР. 2014. № 3(31). С. 222–225.
19. Алешин К.Н., Артюшенко Д.В., Егорова М.А. и д.р. Конкурентное право. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2018. 628 с.
20. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
21. Овсянникова М. В. Общественная опасность картелей. Правовые особенности юридической ответственности // Социальная безопасность в евразийском пространстве: Материалы II Всероссийской научной конференции с международным участием (Тюмень, 14 декабря 2018). Отв. ред. И.А. Грошева. Тюмень: Московский институт государственного управления и права, 2019. С. 271–273.
Рецензия
Для цитирования:
Ляпин А.Е. Противоправная деятельность картельных организаций в сфере государственных закупок как новый объект статистического изучения. Статистика и Экономика. 2024;21(2):83-95. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-2-83-95
For citation:
Lyapin A.E. Illegal Activities of Cartel Organizations in the Field of Public Procurement as a New Object of Statistical Study. Statistics and Economics. 2024;21(2):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-2-83-95