ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРУЗОВЫХ СУДОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Аннотация
Цель исследования. Основным фактором, влияющим на рынок транспортно-логистических услуг Российской Федерации в 2022 г., является введение санкций в отношении Российской Федерации. В результате такие последствия как закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сжатие спроса на товары и услуги, оказали значительное влияние на судостроительную отрасль. Вследствие санкционного давления и ухудшения технической возможности строительства морских и речных объектов на предприятиях Российской Федерации снизились объемы потенциальных заказов. В этой связи целью исследования является оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления, за счет совершенствования способов и методов долгосрочного прогнозирования.
Материалы и методы. Источниками информации для проведения расчетов послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Российского Классификационного Общества, также использовались прогнозные значения ведомств и аналитических агентств. Для прогноза объемов перевозок грузов водным транспортом использовался метод множественного корреляционно-регрессионного анализа.
Результаты. Рассчитан прогноз объемов перевозок отдельных видов грузов, с учетом влияния ключевых экономических и политических факторов. На основе прогнозов грузовой базы, экспорта, импорта, строительства, списания судов и текущего состояния флота проведена оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления до 2030 г. Вычисления потребности в водном транспорте осуществлялись в рамках двух моделей прогноза – по оптимистическому и пессимистическому сценариям. Оптимистический предусматривает дальнейшее обновление судов согласно текущей тенденции (делается упор на ремонт, предполагается списание лишь 1-2 % плавсредств). Пессимистический вариант подразумевает масштабную замену старого грузового флота к 2030 г. (со списанием всех пришедших в негодность судов).
К 2030 г. спрос на морские суда составит от 452 ед. до 1 307 ед. в зависимости от конъюнктуры рынка. Спрос на речные суда и суда река-море составит от 1 433 ед. до 6 485 ед. Результаты исследования показали, что заявленная в Стратегии потребность в судах является недостаточной для удовлетворения потребности водного рынка.
Заключение. Данный подход может быть использован при актуализации Стратегии развития судостроительной промышленности.
Ключевые слова
Об авторе
Надежда Васильевна БрикотнинаРоссия
Старший экономист, SPIN-код: 6027-7620
Список литературы
1. Вороненко А. К. Методический подход к построению прогноза развития флота на примере Дальневосточного бассейна Российской Федерации / А. К. Вороненко // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2021. — Т. 13. — № 6. — С. 794-803. DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-6-794-803.
2. Кулапат Д. Расчет потребности во флоте для транспортно-логистической системы / Д. Кулапат, А. В. Бойков // Проблемы управления. – 2019. – Т. 17, № 2. – С. 146-152. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-2-146-152.
3. Буянов А. Оценка потребности в транспортных судах ледового плавания для обеспечения грузопотока в акватории Северного морского пути до 2030 г. Часть II / А. Буянов // Логистика. – 2021. – № 10 (179). – С. 35-39.
4. Wada Y. Shipbuilding capacity optimization using shipbuilding demand forecasting model. / Y. Wada, K. Hamada, N. Hirata // J Mar Sci Technol – 2022. – Vol. 27. Pp. 522–540. DOI: 10.1007/s00773-021-00852-8.
5. Шабельников В. А. Анализ и разработка методов прогнозирования тенденций изменения грузопотока в транспортной системе / В. А. Шабельников, А. А. Сычев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. – 2007. – № 6 (142). – С. 56-59.
6. Ивин Е. А. Анализ состояния и перспективы развития грузопотоков через морские порты России / Е. А. Ивин, А. С. Горячева, А. Н. Курбацкий // Проблемы развития территории. – 2020. – № 2 (106). – С. 62-80. – DOI: 10.15838/ptd.2020.2.106.5.
7. Багиров Э. А. Прогнозирование грузооборота в системе бизнес-процессов морского порта Баку / Э. А. Багиров, С. А. Бородулина // Транспортное дело России. – 2017. – № 4. – С. 25-28.
8. Официальный сайт ООО «Ньютон Инвестиции» / Газпромбанк Инвестиции [Электронный ресурс]. – URL: https://gazprombank.investments/blog/market/oil-russian-market/ (дата обращения 07.11.2023).
9. Официальный сайт информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portnews.ru/ (дата обращения: 14.08.2023).
10. Лазарев А. Н. Повышение конкурентоспособности судов речного флота путем их модернизации / А. Н. Лазарев, С. С. Марченко // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. – 2013. – № 2. – С. 165-170.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.08.2022 № 2115-р (ред. от 28.04.2023) «Об утверждении Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года» [Электронный ресурс] – Доступ из справочно – правовой системы Консультант-плюс.
12. Франтасова А. Как Волго-Каспийский судоходный канал изменит экономику Юга России. – 2022 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://volg.mk.ru/social/2022/06/01/kak-volgokaspiyskbq-sudokhodnyy-kanal-izmenit-ekonomiku-yuga-rossii.html (дата обращения 02.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Брикотнина Н.В. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРУЗОВЫХ СУДОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ. Статистика и Экономика. 2024;21(3).