Preview

Statistics and Economics

Advanced search

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГРУЗОВЫХ СУДОВ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Abstract

Цель исследования. Основным фактором, влияющим на рынок транспортно-логистических услуг Российской Федерации в 2022 г., является введение санкций в отношении Российской Федерации. В результате такие последствия как закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сжатие спроса на товары и услуги, оказали значительное влияние на судостроительную отрасль. Вследствие санкционного давления и ухудшения технической возможности строительства морских и речных объектов на предприятиях Российской Федерации снизились объемы потенциальных заказов. В этой связи целью исследования является оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления, за счет совершенствования способов и методов долгосрочного прогнозирования.

Материалы и методы. Источниками информации для проведения расчетов послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Российского Классификационного Общества, также использовались прогнозные значения ведомств и аналитических агентств. Для прогноза объемов перевозок грузов водным транспортом использовался метод множественного корреляционно-регрессионного анализа.

Результаты. Рассчитан прогноз объемов перевозок отдельных видов грузов, с учетом влияния ключевых экономических и политических факторов. На основе прогнозов грузовой базы, экспорта, импорта, строительства, списания судов и текущего состояния флота проведена оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления до 2030 г. Вычисления потребности в водном транспорте осуществлялись в рамках двух моделей прогноза – по оптимистическому и пессимистическому сценариям. Оптимистический предусматривает дальнейшее обновление судов согласно текущей тенденции (делается упор на ремонт, предполагается списание лишь 1-2 % плавсредств). Пессимистический вариант подразумевает масштабную замену старого грузового флота к 2030 г. (со списанием всех пришедших в негодность судов). 

К 2030 г. спрос на морские суда составит от 452 ед. до 1 307 ед. в зависимости от конъюнктуры рынка. Спрос на речные суда и суда река-море составит от 1 433 ед. до 6 485 ед. Результаты исследования показали, что заявленная в Стратегии потребность в судах является недостаточной для удовлетворения потребности водного рынка.

Заключение. Данный подход может быть использован при актуализации Стратегии развития судостроительной промышленности.

About the Author

Надежда Брикотнина
Федеральное автономное научное учреждение "Восточный центр государственного планирования"
Russian Federation


References

1. Voronenko A.K. “Methodological approach to forecasting the fleet development by study of the Russian Far East” Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2021;13(6):794-803. (In Russ.) DOI: 10.21821/2309-5180-2021-13-6-794-803.

2. Kulapat D. and Boykov A.V. “Calculation of the Need in Merchant Fleet for the Transport and Logistics System”. World of Transport and Transportation. 2019;17(2):146-152. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-2-146-152.

3. Buyanov A. “Assessment of the need for ice navigation transport vessels to ensure cargo flow in the waters of the Northern Sea Route until 2030”. Part II / Logistics. 2021;10 (179): 35-39.

4. Wada Y. and Hamada K. and Hirata N. “Shipbuilding capacity optimization using shipbuilding demand forecasting model”. J Mar Sci Technol/ 2022; 27: 522-540. DOI: 10.1007/s00773-021-00852-8.

5. Shabelnikov V. A. and Sychev A. A. “Analysis and development of methods for forecasting trends in freight traffic in the transport system” Technical sciences. 2007; 6 (142): 56-59.

6. Ivin E.A. and Goryacheva A.S. and Kurbatskiy A.N. “State analysis and development prospects of cargo traffi c through the sea ports of Russia”. Problems of Territory’s Development. 2020; 2 (106): 62–80. DOI: 10.15838/ptd.2020.2.106.5.

7. Bagirov E. and A. Borodulina S. A. “Forecasting cargo turnover in the system of business processes of the Baku seaport” Transport business of Russia. 2017; 4: 25-28.

8. Official website of Newton Investments LLC / Gazprombank Investments. Web. 7 Nov. 2023 <https://gazprombank.investments/blog/market/oil-russian-market />.

9. The official website of the information and analytical agency "PortNews" Web. 14 Avg 2023 <https://portnews.ru />.

10. Lazarev A. N. and Marchenko S. S. “Improving the competitiveness of river fleet vessels through their modernization” Vestnik Gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S. O. Makarova. 2013; 2:165-170.

11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 08/01/2022 No. 2115-r "On approval of the Development Plan of the Northern Sea Route for the period up to 2035" Web. <Access from the Consultant–plus legal reference system>.

12. Frantasova A. How the Volga-Caspian shipping Channel will change the economy of Southern Russia. – 2022 Web. 2 Jun 2023 <https://volg.mk.ru/social/2022/06/01/kak-volgokaspiyskbq-sudokhodnyy-kanal-izmenit-ekonomiku-yuga-rossii.html>.


Review

For citations:


  . Statistics and Economics. 2024;21(3).

Views: 127


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)