Мониторинг качества финансового менеджмента распорядителей бюджетных средств: аналитический и управленческий аспекты применения
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2023-5-42-53
Аннотация
Одним из основных итогов реформирования бюджетного процесса Российской Федерации в середине нулевых годов стало повсеместное внедрение в работу исполнительной власти подхода, при котором бюджетные средства выделяются с привязкой к ожидаемым результатам. Показатели результативности в обязательном порядке разрабатываются для государственных программ, национальных проектов, иных документов стратегического планирования. Наконец, мониторинг по показателям все чаще находит применение в качестве инструмента оценки работы исполнительных органов власти и персонально должностных лиц. Насколько оправдан такой подход? Во всех ли случаях можно ставить мониторинг по показателям в основу системы оценки эффективности работы государственных служащих?
В настоящем исследовании рассматривается целесообразность включения результатов оценки качества финансового менеджмента распорядителей средств бюджета в систему показателей оценки деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Предметом исследования являются характерные особенности мониторинга качества финансового менеджмента распорядителей средств бюджета, которые затрудняют его применение для вынесения суждений о степени эффективности деятельности участников бюджетного процесса.
В процессе исследования проводился анализ методом сопоставления и корреляции Пирсона с использованием данных из следующих источников: официального сайта Комитета финансов Санкт-Петербурга, государственной информационной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и автоматизированной системы бюджетного процесса Санкт-Петербурга. В результате исследования приводятся аргументы против применения результатов мониторинга качества финансового менеджмента, проводимого финансовыми органами субъектов РФ, в связи с присущей ему спецификой и его особой ролью в системе минимизации бюджетных рисков. Сделанные наблюдения и выводы могут быть полезны разработчикам систем оценки результативности деятельности органов власти.
Об авторе
С. С. АлфименкоРоссия
Светлана Сергеевна Алфименко - старший преподаватель кафедры финансов
г. Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Доклад Министра финансов Антона Силуанова об итогах деятельности Министерства в 2022 году и задачах на 2023 год [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/news/48256/ (Дата обращения: 02.08.2023).
2. Тишутина О.И., Михайлов А.В. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 194–198.
3. Марголин А.М. Пути совершенствования методов оценки эффективности государственных программ // Экономическая политика. 2018. № 6. С. 54–81.
4. Яшина Н.И., Кашина О.И., Прончатова-Рубцова Н.Н. Ценностно-ориентированный государственный бюджетный менеджмент в условиях современных вызовов // Сборник научных статей по итогам Региональной научно-практической конференции, в рамках III Московского академического экономического форума (МАЭФ2021). Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2021. С. 55–60.
5. Романов С.В., Клищ Н.Н., Решетникова Д.С. Опыт разработки системы показателей результативности деятельности гражданских служащих в Минфине России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 6. С. 5–16.
6. Кочкаров Р.А., Кочкаров А.А., Хубиева Д.А. Сбалансированная система показателей целевой программы // Хроноэкономика. 2019. № 14. С. 5–9.
7. Де Брюйн Ханс Управление по результатам. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 118 с.
8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга Об утверждении Порядка оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга от 19.01.2018 № 4 // СПС КонсультантПлюс.
9. Тимкин Т.Р. Оценка качества финансового менеджмента: актуальные аспекты обеспечения значимости результатов // Финансы. 2021. № 7. С. 51–58.
10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
11. Приказ Минфина России «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению мониторинга качества финансового менеджмента» от 14.11.2019 № 1031 // СПС КонсультантПлюс.
12. Mc Connell, Patrick Measuring operational risk management systems under Basel II [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228672250_Measuring_operational_risk_management_systems_under_Basel_II (Дата обращения: 20.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Алфименко С.С. Мониторинг качества финансового менеджмента распорядителей бюджетных средств: аналитический и управленческий аспекты применения. Статистика и Экономика. 2023;20(5):42-53. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2023-5-42-53
For citation:
Alfimenko S.S. Monitoring the Quality of Financial Management of Governmental Bodies: Analytical and Management Aspects of Application. Statistics and Economics. 2023;20(5):42-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2023-5-42-53