Игровое моделирование выбора оптимальной стратегии предоставления туристического продукта с учётом предпочтений потребителей на туристическом рынке
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-6-63-71
Аннотация
Цель исследования. Целью данного исследования является определение моделей и параметров моделей для моделирования спроса на туристические услуги. Рост неопределенности на туристическом рынке требует пересмотра процесса принятия решений. Значительная роль в повышении качества принимаемых решений традиционно отводится экономической кибернетике, в частности ее разделу – теории игр. В рамках данной статьи выделено множество задач, решение которых будет способствовать более широкому применению игрового моделирования в условиях неоднородности спроса на туристические продукты.
Материалы и методы. Решение данных задач подразумевает выбор управляющих параметров (цена турпродукта, качество предоставляемых туристических услуг, количество принятых туристов, количество номеров различных классов и др.), учёт предпочтений потребителей на туристическом рынке по выбору категории отеля и класса размещения, лояльности к ценовой политике отелей и др., построение множества стратегий игрока (управляющего отелем), построение множества состояний природы и содержательная интерпретация каждого состояния природы в терминах рассматриваемой ситуации туристической отрасли, количественную оценку полезности реализации каждой стратегии игрока с учётом всех возможных состояний природы, оценку вероятности (возможности) каждого состояния природы и обоснование выбора уровня доверия к имеющейся информации и выбор необходимых критериев для исследования построенной игровой модели).
Результаты. Построена игровая модель выбора оптимальной стратегии предоставления туристического продукта, отличительной особенностью которой является учёт предпочтений потребителей на туристическом рынке. Построение и анализ модели выбора оптимальной стратегии предоставления туристического продукта позволяет по-новому сравнивать различные стратегии лиц, принимающих решения, которые формируют туристические продукты с учетом имеющегося вероятностного распределения спроса и предпочтений потребителей.
Заключение. Игровое моделирование ситуаций на рынке туристических услуг может быть дополнено применением методов многокритериальной оптимизации. В процессе анализа ситуаций на туристическом рынке необходимо уделить большее внимание формированию множества критериев, а также получению дополнительной информации об иерархии критериев.
Об авторах
Д. А. ВласовРоссия
Дмитрий Анатольевич Власов, К.п.н., доцент кафедры математических методов в экономике; Доцент департамента математики
Москва
П. А. Карасев
Россия
Петр Александрович Карасев, К.э.н., доцент кафедры Высшей математики; Доцент кафедры статистики и математических методов в управлении
Москва
А. В. Синчуков
Россия
Александр Валерьевич Синчуков, К.п.н., доцент кафедры Высшей математики; Доцент кафедры 916 «Математика»
Москва
Список литературы
1. Астанин Д.М. Аспекты системного моделирования туристических потоков в территориальных структурах экологического туризма // The Scientific Heritage. 2022. № 2(84). С. 3–6.
2. Баркова А.С., Прончев Г.Б. Моделирование выездного туризма россиян // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 4 (85). С. 1330–1342.
3. Баюк О.А., Денежкина И.Е., Зададаев С.А. Применение многокритериальной оптимизации для принятия маркетинговых решений // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 188. С. 13–17.
4. Власов Д.А. Введение в теорию игр. М.: Инфра-М, 2022. 222 с.
5. Власов Д.А. Игровое моделирование стратегий предоставления туристского продукта в различных информационных условиях // Вестник Российского экономического университета имени Г .В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 4 (124). С. 32–42.
6. Дементьев А.Ю., Ермошкина С.В. Проблемные вопросы стратегического планирования в сфере туризма и пути их решения // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2013. № 4. С. 89–93.
7. Затонский А.В., Тугашова Л.Г., Барова А.Е. Моделирование и прогнозирование развития внутреннего и внешнего туризма в Турции // Прикладная математика и вопросы управления. 2019. № 2. С. 135–150.
8. Киселева И.А. Моделирование факторов, влияющих на спрос в сфере туризма // Стратегическое планирование и развитие предприятий: материалы Девятнадцатого Всероссийского симпозиума / под ред. Г. Б. Клейнера. М.: ЦЭМИ РАН, 2018. С. 300–303.
9. Кулапов М.Н., Варфоломеев В.П., Карасев П.А. Технологические аспекты теории управления инновационными процессами: системный анализ и подходы к моделированию // Друкеровский вестник. 2018. № 3 (23). С. 82–100.
10. Мазалов В.В. Математическая теория игр и приложения. СПб.: Лань, 2021. 500 с.
11. Приходько А.П., Попов В.О., Тереньтев Г.А. Введение в историю математического моделирования туризма // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 6–8 (74). С. 23–25.
12. Фомин Г.П., Чайковская Л.А., Максимов Д.А. Риски в экономике: задачи и примеры решения. М.: КноРус, 2021. 256 с.
13. Тихомиров Н.П., Тихомирова Т.М. Теория риска. М.: Юнити-Дана, 2020. 308 с.
14. Шиловская Н.А. Теория игр: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021. 318 с.
Рецензия
Для цитирования:
Власов Д.А., Карасев П.А., Синчуков А.В. Игровое моделирование выбора оптимальной стратегии предоставления туристического продукта с учётом предпочтений потребителей на туристическом рынке. Статистика и Экономика. 2022;19(6):63-71. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-6-63-71
For citation:
Vlasov D.А., Karasev P.A., Sinchukov A.V. Game Simulation of Choosing the Optimal Strategy for Providing a Tourist Product, Taking Into Account the Preferences of Consumers in the Tourist Market. Statistics and Economics. 2022;19(6):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-6-63-71