Статистическая оценка реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-64-76
Аннотация
Цель. Основной целью статьи является проведение статистической оценки реализации стратегий социально – экономического развития Республики Узбекистан по инновационной методике, основанной на применении цифровых технологических решений.
Материалы и методы. В ходе написания данной статьи авторами были использованы методы системного анализа, синтеза, статистической выборки и группировки, индукции, дедукции, методы работы с компьютерными сетями и цифровыми платформами, специальные методы и инструменты, необходимые для оптимизации работы портала Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также при работе над настоящей статьей нашли свое отражение методы работы с цифровыми техно-логиями, специализированными программными продуктами, веб-сервисами.
Результаты. Авторами представлены основные технологические подходы к проведению статистической оценки деятельности отраслей и сфер национальной экономики Республики Узбекистан на основе применения цифровых механизмов. Предложены новые научные подходы по интеграции статистической деятельности с другими объектами национальной экономики в условиях цифровой трансформации, определены основные направления организации взаимодействия статистической отрасли с объектами экономики в рамках выполнения Национальной программы «Цифровой Узбекистан – 2030». Показано, что в современный период в Республике Узбекистан принят целый комплекс правительственных решений по всестороннему раз-витию экономической системы страны на основе использования цифровых технологий. Кроме того, в статье доказано, что развитие цифровой инфраструктуры является одним из определяющих условий повышения конкурентоспособности государства на мировой арене. Вместе с тем, цифровая трансформация способствует выработке новых методологических решений, по оценке функционирования отраслей и сфер национальной экономики. Научные исследования, проведенные авторами, констатируют, что благодаря применению передовых информационных и цифровых технологий, инновационных механизмов сбора и обработки информационных потоков, статистическая оценка реализации целого комплекса стратегий по развитию социально – экономического комплекса является более открытой и прозрачной, что в свою очередь позволяет принимать грамотные управленческие решений для эффективного развития отраслей и сфер национальной экономики.
Заключение. В настоящей работе показано, что развитие и широкое применение цифровых технологий во всех отраслях экономики и сферах жизни общества сегодня является глобальной тенденцией мирового развития. Также авторами констатируется, что использование цифровых технологических решений имеет решающее значение для повышения уровня жизни граждан и конкурентоспособности национальной экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую экономическую систему, роста эффективности всех уровней управления. В свою очередь, статистическая оценка результатов выполнения основных положений республиканских стратегий социально – экономического развития в условиях формирования цифровой экономики показывает, что инновационные подходы, разработанные и внедренные информационные системы, веб-сервисы и передовые технологические решения являются основополагающими элементами для организации эффективной работы по обработке статистической информации и принятия управленческих решений по организации эффективного функционирования отраслей и сфер национальной экономики.
Об авторах
Б. А. БегаловУзбекистан
Баходир Абдусаломович Бегалов, д.э.н., профессор, председатель
Ташкент
И. Е. Жуковская
Россия
Ирина Евгеньевна Жуковская, д.э.н., профессор департамента «Бизнес – информатики»
Москва
Список литературы
1. Антохонова И.В., Полухина О.А., Сайбонова Л.Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона // Статистика и Экономика. 2017. № 1. С. 3–10.
2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Инновационно-технологические матрицы и национальные стратегии экономического развития // Управленец. 2019. Т. 10. № 5. С. 9–19. DOI: 10.29141/2218-5003-2019-10-52.
3. Бегалов Б.А., Мамадалиев О.Т. Реформы в сфере статистики Республики Узбекистан: результаты и перспективы развития // Статистика и Экономика. 2021. № 18(1). С. 4–13. DOI: 10.21686/2500-3925-2021-1-4-13.
4. Горбашко Е.А. Влияние цифровизации на качество жизни с позиций устойчивого экономического развития // Сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции «Современный менеджмент: проблемы и перспективы». СПб.: СПбГЭУ, 2019. С. 29–35.
5. Гусарова О.М. Эконометрический анализ статистической взаимосвязи показателей социально-экономического развития России // Фундаментальные исследования. 2016. № 2(2). С. 357–361.
6. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика – различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. № 1. С. 4–11.
7. Долженко А.И., Шполянская И.Ю., Глушенко С.А Анализ качества микро-сервисов информационной системы на базе нечеткой модели // Прикладная информатика. 2019. № 5(83).
8. Ефимушкин В.А., Ледовских Т.В., Щербакова Е.Н. Инфокоммуникационное технологическое пространство цифровой экономики // T-Comm. 2017. № 5. С. 15–20.
9. Жуковская И.Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и Экономика. 2020. № 17(5). С. 68–80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.
10. Иванов В.В. Наука и инновации в условиях глобализации // Общество и экономика. 2014. № 2(3). C. 10.
11. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 381 с.
12. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 2. С. 455–470.
13. Макаров В.Л., Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Бахтизин А.Р., Нанавян А.М. Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни населения // Экономика региона. Институт экономики УРО РАН. 2014. № 4(40). C. 9–30.
14. Минашкин В.Г., Прохоров П.Э. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект // Статистика и Экономика. 2018. № 15(5). С. 51–62.
15. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / Под общ. ред.: Л. М. Гохберг, А. Е. Шадрин. М.: НИУ ВШЭ, 2015.
16. Полякова В.В. Основы теории статистики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. 148 с.
17. Санникова Т.Д., Богомолова А.В., Жигалова В.Н. Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 2. С. 482–494.
18. Смелов П.А., Егорова Е.А., Прохоров П.Э. Современные ИКТ в статистике в эпоху цифровой экономики // Материалы Международной Научно-практической Конференции «Статистика в цифровой экономике: обучение и использование» (Санкт-Петербург, 1–2 февраля 2018 г.). СПб: Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, 2018. С. 140–141.
19. Соколин В.Л. Статистика СНГ: 30 лет общей работы // Вопросы статистики. 2022. № 29(1). С. 5–16.
20. Федорков А.А., Бирюков О.А. Цифровая экономика: особенности управления и тенденции развития // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 60–66.
21. Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике», 12 декабря 2002 г., ЗРУ-441-II. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/53302.
22. Закон Республики Узбекистан «О переписи населения», 16 марта 2020 г. ЗРУ-611. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4766082.
23. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/3107042.
24. Постановление Президента Республики Узбекистан от 31 июля 2017 года № ПП–3165 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/3297204.
25. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № Р-5054 «О мерах по обеспечению открытости и прозрачности экономических и финансовых показателей в Республике Узбекистан».
26. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 февраля 2019 года № УП-5655 «Об утверждении Концепции проведения в 2022 году переписи населения в Республике Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4190059.
27. Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 апреля 2019 года № ПП4273 «О дополнительных мерах по обеспечению открытости и прозрачности государственного управления, а также повышению статистического потенциала страны» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4277342.
28. Постановление Президента Республики Узбекистан от 3 августа 2020 года № ПП-4796 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и развитию национальной системы статистики Республики Узбекистан» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4926736.
29. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 августа 2019 года № 686 «О мерах по организации деятельности Института повышения квалификации кадров и статистических исследований при Государственном комитете Республики Узбекистан по статистике» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.lex.uz/docs/4477786.
30. СОООН, Евростат и ПАРИЖ21: Национальные стратегии развития статистики (НСРС) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.paris21.org/sites/default/files/1401_0.pdf.
31. ЕЭК ООН: “Модельный закон об официальной статистике”, Декабрь 2016 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.unece.org/index.php?id=45114.
32. Всемирный банк: Индекс статистического потенциала [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://databank.worldbank.org/source/statistical-capacity-indicators.
33. Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020–2025 гг. // Ташкент, 2020.
34. Информационные ресусры МВФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://dsbb.imf.org/e-gdds/dqaf-base/country/UZB/category/NAG00.
35. Информационные ресурсы Государственного комитета Республики Узбекистан по статистик [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://stat.uz/uz/.
36. Портал открытых данных [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://data.gov.uz/uz/.
37. Классификатор Росстата институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС).
Рецензия
Для цитирования:
Бегалов Б.А., Жуковская И.Е. Статистическая оценка реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации. Статистика и Экономика. 2022;19(3):64-76. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-64-76
For citation:
Begalov B.A., Zhukovskaya I.E. Statistical Assessment of The Implementation of Socio-Economic Development Strategies of The Republic of Uzbekistan in the Context of Digital Transformation. Statistics and Economics. 2022;19(3):64-76. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-64-76