Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-25-38
Аннотация
Количественное измерение компетенций занятого населения в области использования современных технологий позволяет охарактеризовать ресурсы развития цифровой экономики и факторы распространения цифровых инноваций в хозяйственной деятельности предприятий с точки зрения качества человеческого капитала. Во многих эмпирических исследованиях и аналитических докладах цифровые навыки характеризуются при помощи показателей численности специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Однако такой подход имеет ограниченный характер, поскольку распространение цифровых бизнес-моделей и внедрение технологий во все сферы хозяйства увеличило квалификационную сложность труда по широкому кругу занятий, и теперь к кадрам цифровой экономики можно причислить не только работников, занимающих профильные позиции, но и тех сотрудников, которые интенсивно используют компьютерное и вычислительное оборудование и программные комплексы на рабочих местах.
Цель исследования. Цель данного исследования заключается в разработке методики количественной оценки навыков использования цифровых технологий у занятого населения на основе официальной статистической методологии, её апробация на реальных данных, а также проведении анализа тенденций изменения уровня цифровых навыков за последние годы, в том числе в разрезе различных социально-экономических и демографических категорий занятого населения.
Материалы и методы. Для достижения данной цели был изучен международный и отечественный опыт построения сводных индикаторов, которые обобщенно характеризуют уровень компетенций, необходимых для эксплуатации компьютерного оборудования и работы со стандартными и специализированными программами и приложениями. Проведен сравнительный анализ таких подходов.
Для расчета интегрального показателя цифровых навыков использовался индексный метод, для формирования сводных итогов и их анализа использовались методы сводки и группировки, табличный и графический методы представления информации, методы анализа динамики и методы анализа вариации распределения.
Информационной базой исследования выступили микроданные выборочных обследований Федеральной службы государственной статистики. Показатели представлены в годовой периодичности за 2016–2020 гг. по Российской Федерации.
Результаты. В результате изучения опыта построения сводных индикаторов цифровых навыков были установлены их достоинства и недостатки. Разработана методика расчета средневзвешенного уровня цифровых навыков занятого населения. На основе микроданных выборочных обследований за 2020 год осуществлена его апробация. Изучены изменения, произошедшие в распределении занятых по уровням цифровых навыков. Для комплексной характеристики тенденций развития цифровых навыков проанализирована динамика уровня цифровых навыков, в том числе по возрастным группам, профессиональным группам и видам экономической деятельности.
Заключение. Результаты анализа развития цифровых навыков могут быть использованы в исследованиях, посвященных моделированию взаимосвязи уровня пользовательских компетенций кадров в условиях цифровой среды и развития цифровой экономики в целях более глубокого и всестороннего изучения особенностей и закономерностей цифровой трансформации хозяйственной деятельности в Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторе
П. Э. ПрохоровРоссия
Павел Эдуардович Прохоров, научный сотрудник, научная лаборатория «Количественные методы исследования регионального развития», аспирант кафедры статистики
Москва
Список литературы
1. Чинаева Т. И. Цифровая экономика: направления развития // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-1. С. 445-446.
2. The Digital Transformation of SMEs, OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship Paris: OECD Publishing, 2021. 275 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/industry-and-services/the-digital-transformationof-smes_bdb9256a-en.
3. Зайченко И.М., Горшечникова П.Д., Лёвина А.И., Дубгорн А.С. Цифровая трансформация бизнеса: подходы и определение // Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 2. С. 205–212.
4. Маркеева А.В., Гавриленко О.В. Цифровая платформа как новый экономический актор и новая инстанция социального контроля // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2019. № 5. С. 29–48.
5. Днепровская Н.В. Исследование перехода предприятий к цифровой экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019. № 4. С. 54–65.
6. Digital Skills Insights 2021. Geneva: International Telecommunication Union, 2021. 156 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://academy.itu.int/sites/default/files/media2/file/21-00668_Digital-Skill-Insight-210831_CSD%20Edits%206_Accessible-HD.pdf
7. New Perspectives on ICT Skills and Employment. OECD Digital Economy Papers. No. 96. Paris: OECD Publishing, 2005. 35 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/232342747761.pdf?expires=1655665534&id=id&accname=guest&checksum=821821726192C4EA32A1B38D81F266F5.
8. Proposal for a EUROSTAT-OECD Definition of ICT Specialists. Paris: OECD Publishing, 2015. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/Annexes/isoc_skslf_esms_an1.pdf.
9. Данные выборочного обследования использования ИКТ населением // Федеральная служба государственной статистики. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt20/index.html.
10. OECD Skills Outlook 2015: Youth, Skills and Employability. Paris: OECD Publishing, 2015. 156 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.oecd-ilibrary.org/education/oecd-skills-outlook-2015_9789264234178-en.
11. Руководство по оценке цифровых навыков. Женева: Международный союз электросвязи, 2020. 76 с. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://academy.itu.int/sites/default/files/media2/file/20-00227_1f_Digital_Skills_assessment_Guidebook_R.pdf
12. Ferrari A. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. 95 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://ifap.ru/library/book522.pdf
13. The Digital Competence Framework // An official EU website [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/digcomp/digital-competence-framework_en
14. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Артамонов Р.Е., Титов Э.А. Оценка цифровой готовности населения России // Доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 13–30 апреля 2021 г.) М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. 86 с.
15. Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности» // Официальный сайт ВЦИОМ [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2015/2015-12-21-rocit.pdf
16. Официальный сайт «Цифровая грамотность» // Официальный сайт РОЦИТ [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://xn--d1achkm1a.xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/
17. Диагностика цифровых компетенций сотрудников // Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://nafi.ru/method/diagnostika-tsifrovykh-kompetentsiy-sotrudnikov/
18. Официальный сайт проекта «Готов к цифре» [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://xn--b1abhljwatnyu.xn--p1ai/
19. Комплект материалов по цифровым навыкам. Женева: Международный союз электросвязи, 2018. 100 с. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Digital-Inclusion/Documents/Digital-Skills-Toolkit-Russian.pdf
20. Данные обследования РМЭЗ НИУ ВШЭ // Официальный сайт НИУ ВШЭ [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.hse.ru/rlms/spss
21. Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals Geneva: International Telecommunication Union, 2014. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/publications/manual2014.aspx.
22. The ITU ICT SDG indicators // Официальный сайт международного союза электросвязи [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Pages/SDGs-ITU-ICT-indicators.aspx.
23. Proposal for Amendments to the ITU Guiding Documents on ICT Skills Measurement // Официальный сайт Международного союза электросвязи. 2020. 12 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/events/egti2018/EGH-Skills%20Proposal%202018-09-27.pdf.
24. The ICT Development Index (IDI) Methodology, indicators and definitions // Официальный сайт международного союза электросвязи. 2019. 83 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/statistics/ITU_ICT%20Development%20Index.pdf.
25. SDG indicator metadata (Harmonized metadata template - format version 1.0) // Официальный сайт Статистической комиссии ООН. 2021. 6 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/metadata/files/Metadata-04-04-01.pdf.
26. Digital Skills Indicator — derived from Eurostat survey on ICT usage by Individuals Methodological note // EU4Digital. 2015. 4 p. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://eufordigital.eu/wp-content/uploads/2019/10/Digital-Skills-Indicator-survey-on-ICT-usage-by-Individuals_Methodological.pdf.
27. Приказ Росстата от 13.02.2020 № 64 «Об утверждении методики расчета показателя федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Методикой расчета показателя «Доля населения, обладающего цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики»).
28. Итоги выборочного обследования рабочей силы // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2021. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265.
Рецензия
Для цитирования:
Прохоров П.Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации. Статистика и Экономика. 2022;19(3):25-38. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-25-38
For citation:
Prokhorov P.E. Statistical Assessment of The Development of Digital Skills of The Employed Population in The Russian Federation. Statistics and Economics. 2022;19(3):25-38. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-25-38