Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Подход к оценке рисков оператора платной автомобильной дороги

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2021-3-12-26

Аннотация

Целью исследования статьи является оценка рисков оператора платной дороги, возникающих при возникновении транспортных заторов на пунктах взимания платы. В Российской Федерации в инфраструктурных проектах, в том числе проектах платных автомобильных дорог, часто применяется организационно-правовая форма государственно-частного партнерства. Государственные органы имеют право контролировать качество управления дорогой оператором, концендент может начислять штрафные баллы за низкую эффективность эксплуатации, приводящую к возникновению транспортных заторов. Возврат инвестиций в инфраструктурных проектах, как правило, имеют долгосрочный характер, поэтому задача оценки рисков возможных потерь оператором платной дороги представляется достаточно актуальной.

Материалы и методы. Основным инструментом исследования является имитационное моделирование в программной среде AnyLogic, анализ полученных в результате имитационного моделирования данных проводился в среде статистического пакета R. Выбор инструментария обусловлен большим количеством факторов субъективного (иногда технического) характера, существенно влияющих на пропускную способность дороги на пунктах взимания платы, но не поддающихся строгой формализации. К таким факторам относятся отказы в считывании электронных средств оплаты проезда, перестроения водителей по полосам в зоне пунктов взимания платы, отсутствие денежных средств на момент проезда по автоматической полосе оплаты и другие. Все такие факторы моделируются в среде AnyLogic как случайные величины с богатым выбором функций распределения и их параметров.

Результаты. Создана имитационная модель пункта взимания платы на съезде с платной автомобильной дороги для анализа пропускной способности пропускного пункта при различных конфигурациях полос оплаты, различных уровнях ошибок пользовательского поведения и обеспеченности водителей электронными средствами регистрации проезда. На примере пункта взимания платы автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» произведена оценка параметров транспортных заторов, возникающих при уменьшении количества работающих полос оплаты проезда на пунктах взимания платы. В случае возникновения затора для каждой конфигурации определены оценки количества транспортных средств в заторе, длины пробки, время ожидания в очереди на подъезде к пункту взимания платы в различное время суток, время существования пробки.

Заключение. На основании полученных результатов может быть проведена оценка рисков по невыполнению оператором дороги норматива по обеспечению пропускной способности. Для оценки рисков платной дороги в целом для каждого пропускного пункта целесообразно применять индивидуальную имитационную модель, учитывающую особенности его географического расположения, состава трафика на объекте, регулярности пользовательских корреспонденций, а также воздействия окружающей транспортно-логистической и социальной инфраструктуры. В выраженных промышленно-логистических районах города, в приграничных зонах между городом и областью, для анализа пропускной способности пунктов взимания платы может потребоваться дополнительная оценка интенсивности движения с учетом суточной, недельной и сезонной неравномерности потока.

Об авторах

А. Ю. Талавиря
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

Талавиря Александр Юрьевич – аспирант.

Санкт-Петербург.



М. Б. Ласкин
Санкт-Петербургский Федеральный Исследовательский Центр Российской Академии Наук
Россия

Ласкин Михаил Борисович - кандидат физико-математических наук, доцент.

Санкт-Петербург.



Список литературы

1. Марковская Е. И. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019. 491 с.

2. Маслова С.В. Ключевые риски в проектах государственно-частного партнерства в дорожном секторе и эффективные стратегии управления ими // Сборник тезисов докладов III ежегодной научной конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт — 2017». 2017. C. 36-40.

3. Маслова С.В. Международные транспортные проекты государственно-частного партнерства как средство достижения целей устойчивого развития и национальных целей развития российской федерации // Сборник тезисов докладов IV ежегодной научной конференции «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт». 2018. C. 31-36.

4. Маслова С.В., Абдулжамалов Р. А., Бортников Н. А., Шибанов А. А. Государственно-частное партнерство в контексте национальных проектов России // Сборник тезисов докладов V ежегодной научной конференции «Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: модели и опыт». 2019. С. 5-9.

5. Котарев С.Н., Котарева О.В. Современные тенденции развития государственно-частного партнерства в сфере транспорта // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 8. № 2. С. 100 - 103.

6. Бузырев В.В., Сергеева Н.Ю. Механизмы финансирования проектов строительства транспортной инфраструктуры в Российской Федерации и пути их совершенствования в современных условиях // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. № 2. С. 4-10.

7. Алешина И.А., Геращенкова Т.М. Эффективный механизм реализации проектов развития транспортной инфраструктуры региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 4(1). С. 12-20.

8. Шевелкина К.Л. Финансирование транспортной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.10. М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2015.

9. Белая книга Государственной копании «Автодор» [Электрон. ресурс] // Официаль-ный интернет-сайт компании ООО «Автодор Инвест». Режим доступа: http://www.avtodor-invest.com/news/WhiteBook/. (Дата обращения: 02.04.2021).

10. Делмон Д. Государственно-частное партнёрств инфраструктуре практическое руководство для органов государственной власти. M.: TheWorldBank, 2010. 154 с.

11. Сильянов В.В., Домке Э.Р. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц. М.: Академия, 2008. 352 с.

12. Инвестиционные проекты Государственной компании «Автодор» [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт компании ООО «Автодор Инвест». Режим доступа: http://www.avtodor-invest.com/news/WhiteBook/. (Дата обращения: 02.04.2021).

13. Соглашение о ГЧП [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт оператора ООО «Магистраль северной столицы». Режим доступа: https://nch-spb.com/company/agreement/. (Дата обращения: 25.03.2021).

14. Онлайн-камеры. Северный участок ЗСД. Основной ход перед КАД (Север) в сторону КАД [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт оператора ООО «Магистраль северной столицы». Режим доступа: https://nch-spb.com/travel/cameras/. (Дата обращения: 20.10.2020).

15. Талавиря А.Ю., Ласкин М.Б. Имитационное моделирование работы пункта взимания платы на основном ходу внутригородской платной дороги // Научно-практический журнал «Информатизация и связь». 2020. № 5. С. 67-77.

16. Skellam J.G. The frequency distribution of the difference between two Poisson variates belonging to different populations // Journal of the Royal Statistical Society. 1946. № 109(3). С. 296.

17. Ласкин М.Б., Свистунова А.С., Талавиря А.Ю. Оценка суточной интенсивности движения пункта взимания платы на съезде внутригородской платной дороги // Системный анализ в проектировании и управлении. Сборник научных трудов XXIV Международной Научно-практической конференции. (13-14 октября 2020, СПб). Под общ. ред. В.Н. Козлова, А.Н. Фирсова. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. № 2. С. 258-275.

18. Bull M., Mauchan A., Wilson L. Toll-Road PPPs: Identifying, Mitigating and Managing Traffic Risk [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт World Bank Group Public Private Infrastructure Advisory Facility and The Global Infrastructure Facility (PPIP). Режим доступа: https://ppiaf.org/documents/5348/download. (Дата обращения: 03.04.2020).

19. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт министерство экономического развития Российской Федерации. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d18/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/metodicheskoe_i_informacionnoe_soprovozhdenie_sfery_gosudarstvenno_chastnogo_partnerstva/rekomendacii_po_realizacii_proektov_gosudarstvenno_chastnogo_partnerstva_luchshie_praktiki_2018.html (Дата обращения: 03.04.2021).

20. Годовой отчет открытого акционерного общества «Западный скоростной диаметр» за 2014 год [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт акционерного общества «Западный скоростной диаметр». Режим доступа: https://whsd.ru/year. (Дата обращения: 03.04.2021).

21. Годовой отчет открытого акционерного общества «Западный скоростной диаметр» за 2015 год [Электрон. ресурс] // Официальный ин-тернет-сайт акционерного общества «Западный скоростной диаметр». Режим доступа: https://whsd.ru/year. (Дата обращения: 03.04.2021).

22. Годовой отчет открытого акционерного общества «Западный скоростной диаметр» за 2016 год [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт акционерного общества «Западный скоростной диаметр». Режим доступа: https://whsd.ru/year. (Дата обращения: 03.04.2021).

23. Годовой отчет открытого акционерного общества «Западный скоростной диаметр» за 2017 год [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт акционерного общества «Западный скоростной диаметр». Режим доступа: https://whsd.ru/year. (Дата обращения: 03.04.2021).

24. Годовой отчет открытого акционерного общества «Западный скоростной диаметр» за 2018 год [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт акционерного общества «Западный скоростной диаметр». Режим доступа: https://whsd.ru/year. (Дата обращения: 03.04.2021).

25. Годовой отчет открытого акционерного общества «Западный скоростной диаметр» за 2019 год [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-сайт акционерного общества «Западный скоростной диаметр». Режим доступа: https://whsd.ru/year. (Дата обращения: 03.04.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Талавиря А.Ю., Ласкин М.Б. Подход к оценке рисков оператора платной автомобильной дороги. Статистика и Экономика. 2021;18(3):12-26. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2021-3-12-26

For citation:


Talavirya A.Yu., Laskin M.B. Risk Assessment Approach of Toll Road Operator. Statistics and Economics. 2021;18(3):12-26. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2021-3-12-26

Просмотров: 827


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)