Применение экономико-математического моделирования в оценке конкурентоспособности предприятий туриндустрии


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-6-43-53

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Туризм – важнейший объект в системе современных экономических отношений. Его главная цель заключается в создании среды, способствующая удовлетворению потребностей туристов, которые, обеспечивают стабильный приток денежных средств. В свою очередь, экономическая подсистема решает задачу создания конкурентоспособной туристской индустрии – важнейший детерминант экономического роста. Поэтому изучение конкурентоспособности рынка туриндустрии в обеспечении устойчивого экономического роста государства и повышении благосостояния населения крайне актуальное направление в условиях рыночной экономики.

На данный момент используется множество международных, отечественных методик для оценки уровня конкурентоспособности (конкурентных возможностей). Методическое обеспечение комплексной оценки конкурентоспособности предприятий туриндустрии на основе экономико-математических моделей нуждается в дальнейшей разработке. Приведен алгоритм оценки региональной конкурентоспособности на примере построения эконометрической модели, и проверки ее на практическую значимость.

Целью нашего исследования является выявление факторов, влияющих на повышение уровня конкурентоспособности туристского потенциала Севастопольского региона для обеспечения устойчивого притока туристов.

Материалы и методы. Проведено исследование уровня повышения конкурентоспособности на основе применения экономико-математического моделирования в региональном аспекте. В качестве статистического инструментария для проведения исследования был использован программный пакет «Gretl». Исследование уровня конкурентоспособности в сфере туристской индустрии в Севастопольском регионе производится на основе выборки 50 предприятий туристской индустрии, определяемых по рейтингу объема полученных за год валовой выручки. Для моделирования доли валовой добавленной стоимости туристской индустрии в валовом региональном продукте на региональном уровне использовались ежегодные финансово-экономические данные деятельности туристических фирм, а также макроэкономические показатели Севастопольского региона за 2015–2019 гг. Обработка экономических и финансовых показателей, характеризующие микро- и макроэкономику, идентификация и интерпретация модели, выполнена с применением компьютерных технологий, в частности программный пакет Gretl.

Результаты: По результатам исследования был выявлен характер взаимосвязи между долей валовой добавленной стоимостью туристской индустрии в валовом региональном продукте и индексом потребительских цен темпом роста объема розничного товарооборота, темпом роста оборота общественного питания, количеством зарегистрированных преступлений. Экономико-математическое моделирование выполнено с использованием различных подходов к построению уравнений общей модели методом наименьших квадратов, с фиксированными или случайными эффектами.

Заключение. В статье рассматривается моделирование конкурентных преимуществ в сфере туристской индустрии, что позволяет определить значимые параметры независимых переменных, а также было предложено, что наиболее адекватной для прогноза туристского потенциала Севастопольского региона является модель с фиксированными эффектами. Следует обратить внимание, что повышение конкурентоспособности практически невозможно достигнуть случайным образом. Поэтому необходима совокупность методов и приемов, образующих инновационную систему управления конкурентоспособностью. Реализация такой системы напрямую связана с анализом и оценкой всего многообразия условий и факторов функционирования субъектов туристской индустрии.


Об авторах

С. Н. Медведева
Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе
Россия

Светлана Николаевна Медведева - К.э.н., доцент, доцент кафедры экономики

Севастополь



В. П. Павлюк
Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе
Россия

Валентина Петровна Павлюк - К.э.н., старший преподаватель кафедры экономики

Севастополь



Список литературы

1. Айвазян С.А. Методы эконометрики: Учебник. Московская школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (МШЭ). М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 512 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread. php?book=196548 (Дата обращения: 19. 08.2020).

2. Бухер С. Конкурентоспособность России на глобальном туристическом рынке // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 240–250.

3. Воронов Д. С. Соотношение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности его продукции [Электрон. ресурс] // Современная конкуренция. 2015. № 1(49). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ sootnoshenie-konkurentosposobnosti-predpriyatiyai-konkurentosposobnosti-ego-produktsii (Дата обращения: 17.10.2020).

4. Голиков И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 10. С. 1251–1264.

5. Гришин Ю.П. Модель управления конкурентоспособностью лесопромышленных предприятий с учетом уровня их интеграции // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 7. С. 2101–2112.

6. Зиганшин И.И., Овчаров А.О., Рысаева М.А. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1(33). С. 17–25.

7. Иванова Л.В., Лысенко. Т.А. Город Севастополь в цифрах 2019 г.: Краткий статистический сборник [Электрон. ресурс]. Севастополь: Крымстат, 2020. 203 с. Режим доступа: https:// crimea.gks.ru/storage/mediabank/%D0%A1%D0 %B5%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0 %BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20 %D0%B2%20%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%8 0%D0%B0%D1%85.2019%20%D0%B1%D0%B5%- D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0 %BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B2%D0%B0% D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%82%20 %D0%98%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf (Дата обращения: 19.08.2020).

8. Кобицкий Д. А. Применение математических методов и моделей в качестве инновационного инструмента для повышения конкурентоспособности предприятия [Электрон. ресурс] // ПСЭ. 2011. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primeneniematematicheskih-metodov-i-modeley-v-kachestveinnovatsionnogo-instrumenta-dlya-povysheniyakonkurentosposobnosti (Дата обращения: 18.10.2020).

9. Павлюк В.П., Савичева Е.Ю. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий Севастопольского региона // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 4 A. С. 68–80.

10. Потапова И.И., Волков Б.В. Понятие конкурентоспособности предприятия и основные факторы ее обеспечения в строительной отрасли [Электрон. ресурс] // Вестник МГСУ. 2017. № 12(111). Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/ponyatie-k-onkurentosposobnostipredpriyatiya-i-o-snovnye-faktory-eeobespecheniya-v-str-oitelnoy-otrasli (Дата обращения: 17.10.2020).

11. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72661648/#:~:text (Дата обращения:17.10.2020).

12. Российская Федерация. Туризм [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0 %B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1% 80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/topics/% D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0 %BC (Дата обращения: 18.10.2020).

13. Рейтинг организаций по выручке [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. testfirm.ru/rating/79/sevastopol/ (Дата обращения:19. 08.2020).

14. Солодков М. В. Конкурентоспособность Иркутской области на мировом рынке туристских услуг // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3. С. 95–103.

15. Тарануха Ю. В. О природе регулирования конкуренции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2019. Т. 35. № 3. С. 330–359.

16. Финансовая отчетность предприятий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www. audit-it.ru/ (Дата обращения: 19.08.2020).

17. Что принес 2019 год мировому и российскому туризму [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/ press-sluzhba/vystupleniya-doklady-i-intervyu/ publikatsii-2019-goda/chto-prines-2019-godmirovomu-i-rossiyskomu-turizmu/ (Дата обращения: 17.10.2020).

18. Ячменева В.М., Фокина Н.А. Политика ценообразования в туризме как один из факторов формирования имиджа дестинации [Электрон. ресурс] // Сервис в России и за рубежом. 2017. №3(73). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/politika-tsenoobrazovaniya-v-turizmekak-odin-iz-faktorov-formirovaniya-imidzhadestinatsii (Дата обращения: 17.10.2020).

19. Tourism — an economic and social phenomenon [Электрон. ресурс] // World Tourism Organization. Режим доступа: https://www.unwto. org/why-tourism (Дата обращения: 17.10.2020).

20. Tourism Statistics [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.e-unwto.org/toc/ unwtotfb/current. (Дата обращения: 17.10.2020).

21. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (Дата обращения: 17. 10.2020).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Медведева С.Н., Павлюк В.П. Применение экономико-математического моделирования в оценке конкурентоспособности предприятий туриндустрии. Статистика и Экономика. 2020;17(6):43-53. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-6-43-53

For citation: Medvedeva S.N., Pavlyuk V.P. The Use of Economic and Mathematical Modeling in Assessing the Competitiveness of Tourism Industry Enterprises. Statistics and Economics. 2020;17(6):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-6-43-53

Просмотров: 208

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)