Социальные программы в структуре расходов консолидированного бюджета субъекта федерации


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-2-63-71

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования – рассмотреть роль социальных программ в структуре расходов консолидированных бюджетов РФ и Волгоградской области, выявить основные направления совершенствования содержания целевых программ, направленных на реализацию конкретных мероприятий в области социальной политики.

Материалы и методы: методология включает в себя структурный и статистический анализ, методы экономического прогнозирования и моделирования. Для анализа используются официальные статистические данные, а также материалы отчетов об исполнении консолидированных бюджетов Российской Федерации и Волгоградской области в период 2014–2018 гг. В работе содержится анализ как периодических, так и монографических изданий, посвященных теме настоящего исследования.

Результаты: в статье рассмотрены особенности расходования бюджетных средств на реализацию социальных программ как на федеральном, так и на региональном уровне, отражена модель воздействия объемов бюджетного финансирования социальной сферы на состояние региональной экономики. В ходе работы выработаны рекомендации по совершенствованию механизма распределения финансовых ресурсов, включающие в себя элементы государственно-частного партнерства, а также стимулирование развития социально-ориентированных некоммерческих организаций, способных стать эффективными посредниками между государственными органами и населением в области реализации мероприятий социальной политики. В результате исследования была выявлена восходящая динамика объемов бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий в рамках программ развития социальной среды. При этом было отмечено, что указанный рост частично нивелируется динамикой инфляции, что свидетельствует о необходимости оптимизации расходных статей с учетом данных об изменении индекса потребительских цен и уровня реальных доходов граждан.

Заключение: централизация управления процессами социально-экономического развития представляется наиболее рациональным сценарием действий в условиях нестабильной экономической системы. Совершенствование качества жизни населения регионов происходит в условиях трансформации экономических систем, в ходе которой региональная экономика вливается в общероссийский курс. В ходе работы была обоснована необходимость повышения эффективности реализуемой социальной политики, которая становится особенно необходимой в условиях повышения темпов оттока населения из Волгоградской области. Развитая социальная сфера региона позволяет формировать эффективные институты гражданского общества, в рамках которых население самостоятельно принимает участие в процессе совершенствования общественной среды. Для обеспечения контроля своевременного и полного исполнения бюджета могут применяться методы государственного аудита (речь идет о региональных и муниципальных контрольно-счетных органах), в том числе – стратегического аудита, позволяющего осуществлять проактивный контроль эффективности предстоящих мероприятий. Результаты данного исследования могут быть применены для отслеживания динамики расходования бюджетных средств при реализации социально-ориентированных программ, а также в целях определения наиболее перспективных направлений бюджетного финансирования социальной среды.


Об авторах

А. C. Дмитриев
Федеральная служба государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстат)
Россия
Алексей Сергеевич Дмитриев Экономист территориального органа


А. М. Сташ
Волгоградский государственный технический университет
Россия
Эл. почта: basement.dmitriev@gmail.com Анастасия Муратовна Сташ Студент факультета экономики и управления


Список литературы

1. Андросова Г.А., Мяконьков В.Б. Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 7 (161).

2. Аузан А.А. Общественный договор и гражданское общество // Мир России. Социология. Этнология. 2005. № 3.

3. Дмитриев А.С., Евстратов А.В. Особенности финансирования программ в рамках стратегии развития муниципального образования (на примере Волгограда) // Экономист. 2019. № 12. C. 73-78.

4. Дмитриев А.С. Роль институтов гражданского общества в современной российской экономике // Эксперт: теория и практика. 2019. № 1.

5. Исаев А.Г. Эффекты межрегионального перераспределения финансовых ресурсов: общеравновесный подход // Экономика региона. 2019. № 2.

6. Караваева И.В. Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Иванов Е.А. Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов // Вестник Института экономики РАН. 2020. № 1.

7. Клисторин В.И. Загадка общественных благ. Еще раз об экономических функциях государства // ЭКО. 2015. №10 (496).

8. Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. 2018. № 3.

9. Косыгина К.Е. Актуальные вопросы развития социально ориентированных некоммерческих организаций // Проблемы развития территории. 2018. № 3 (95).

10. Леонов С.Н. Проблемы бюджетной сферы Дальневосточных субъектов Федерации // Проблемы развития территории. 2020. № 1 (105).

11. Луховская О.К., Перов В.И., Савкина Р.В. Комплексные целевые программы в решении задач инновационного развития экономики // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 3 (55).

12. Манина М.В., Овечкина А.И., Петрова Н.П. Актуальные вопросы развития государственно-частного партнерства в Ленинградской области // Известия СПбГЭУ. 2020. № 1 (121).

13. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала». 1997. 197 с.

14. Сазонов С.П., Орлова Е.С. Распределение межбюджетных трансфертов в части выравнивания бюджетной обеспеченности регионов (на примере Волгоградской области) // Управление. Бизнес. Власть. 2016. № 1 (10).

15. Соколова А.А. Роль региональных бюджетов в реализации социальной политики государства // МНКО. 2013. № 6 (43).

16. Стыров М.М. Проблемы и перспективы финансирования социальной сферы в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 5 (29).

17. Умерова С.А. Развитие программно-целевого управления в СССР и России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 2 (71).

18. Чуянов Ю.В. Дискуссия о соотнесении понятий «здравоохранение» и «социальная сфера» / Ю.В. Чуянов, Ю.И. Растова // Известия СПбГЭУ. 2020. № 1 (121).

19. Официальный сайт Комитета финансов Волгоградской области [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://volgafin.volgograd.ru. (Дата обращения: 02.10.2019)

20. Официальный сайт Минфина [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ ru/document. (Дата обращения: 01.10.2019)

21. Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841. (Дата обращения: 04.03.2019)

22. Polterovich V.M. Institutional traps and economic reforms // Economics and Mathematical Methods. 1999. Т. 35. № 2.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дмитриев А.C., Сташ А.М. Социальные программы в структуре расходов консолидированного бюджета субъекта федерации. Статистика и Экономика. 2020;17(2):63-71. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-2-63-71

For citation: Dmitriev A.S., Stash A.M. Social Programs in the Structure of Expenditures of the Consolidated Budget of the Federa-tion Subject. Statistics and Economics. 2020;17(2):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-2-63-71

Просмотров: 109

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)