Интегральная оценка уровня развития электронного бизнеса регионов Приволжского федерального округа


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-2-55-62

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. Информационно-коммуникационные технологии становятся мощным средством развития электронного бизнеса. На сегодняшний момент лидерами на глобальном экономическом и политическом пространстве становятся именно те страны, которые научились определять вектор развития информационных технологий, использовать новые возможности их применения. Вопросы развития инновационных цифровых технологий в России и в мире широко обсуждаются в рамках различных дискуссионных площадок. В частности, на Международном форуме «Цифровое будущее глобальной экономики» (31 января 2020 г. Алматы) цифровизация торговых процессов между странами-участницами ЕАЭС стала одной из главных тем. Ежегодная конференция Tech Week (г. Москва) становится традиционным местом обсуждения вопросов по внедрению инновационных технологий в бизнес, а также обмену опытом ведущих российских и мировых корпораций в области электронного бизнеса. В связи с этим возникает потребность в комплексной статистической оценке уровня развития электронного бизнеса территории.

Материалы и методы. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2018 г. по регионам Приволжского федерального округа, результаты мониторинга развития информационного общества в Российской Федерации. В качестве инструментария оценки степени цифровизации бизнеса регионов Приволжского федерального округа использован графический метод многоугольника (радара).

Результаты. В статье проведен ретроспективный анализ этапов развития электронного бизнеса в России. Среди характерных особенностей современного этапа его развития – массовое внедрение интернет-технологий и трансформация традиционных методов ведения бизнеса. Внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий способствует большему вовлечению предпринимательского сектора в электронный бизнес. По уровню развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) Россия занимает 45 место среди стран мира. За период 2010–2018 гг. развитие электронного бизнеса на территории России имеет положительную динамику. Объем российского рынка электронной торговли по итогам 2018 года составил 1280 млрд руб. или 4,1% от суммарного торгового оборота. Согласно прогнозным расчетам к 2023 году объем российского рынка электронной торговли вырастет до 8,5% от суммарного оборота и составит 2780 млрд руб. Интегральная оценка уровня развития электронного бизнеса осуществлена по шестнадцати локальным критериям. В результате исчисления частных и локальных рангов значений соответствующих критериев построено четырнадцать многоугольников уровня развития электронного бизнеса по числу регионов ПФО. Полученные результаты позволяют констатировать о существовании высокой степени разнородности регионов ПФО по исследуемому интегральному показателю. Среди регионов-лидеров по уровню развития электронного бизнеса Республика Татарстан, Пермский край и Нижегородская область. Для регионов-аутсайдеров – Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Кировская область – характерны низкая доля организаций, использовавших в своей деятельности возможности Интранета и Экстранета, отсутствие специальных программных средств для управления продажами товаров (работ, услуг), ограниченное использование программного обеспечения, в частности ERP-, CRM и SCM-систем.

Заключение. Широкое использование информационно-коммуникационных технологий несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности. Нужно помнить, если современный бизнес не сможет быстро перестроиться под новые требования цифровой экономики, то рискует стать неконкурентоспособным. Результаты исследования выявили дифференциацию развития электронного бизнеса по регионам ПФО. Подобная ситуация наблюдается по большинству субъектов Российской Федерации и объясняется во многом специфическими для каждого региона причинами. Своевременное выполнение цели и задач цифровых трансформаций в Российской Федерации, отраженных в Программе «Цифровая экономика РФ» и других нормативно-законодательных документах, позволят сгладить сложившиеся диспропорции.


Об авторах

М. В. Бикеева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Россия

Марина Викторовна Бикеева К.э.н., доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении 

Тел.: +7(927)2749678



К. В. Белаш
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Россия

Ксения Владимировна Белаш Студентка 4 курса специальности 35.08.01 «Экономическая безопасность» 

Тел.: +7(987)6924406



Список литературы

1. Душкина Е.Ю. Как российский бизнес переходит на рельсы цифровизации: в Москве подвели итоги работы конференции Tech Week 19 // Евразийская адвокатура. 2019. № 5 (42). С. 20–21.

2. Епифанов Е.С., Атаров Н.З. Основные этапы развития электронного бизнеса // Вопросы региональной экономики. 2016. № 3 (28). С. 106–111.

3. Ивасенко А.Г., Алексеева В.Е. Тенденции и перспективы развития электронного бизнеса в России // Сборник статей победителей VII Международного научно-практического конкурса «Лучшая научная статья». Пенза: Издательство «Наука и Просвещение». 2017. С. 84–86.

4. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник [Электрон. ресурс]. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 248 с. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2019/06/25/1490054019/ice2019.pdf.

5. Коробейникова К.В. Цифровизация как направление развития современного бизнеса // Материалы IV Международной научной конференции «Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности (29–31 октября 2019 г.). Донецк: Издательство Донецкого национального университета, 2019. С. 97–99.

6. Малахмаев Г.Г. Инновации и безопасность электронного бизнеса // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 5 (74). С. 82–88.

7. Маргарян Т.К., Перова М.В. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2015. № 3. С. 18–22.

8. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации [Электрон. ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls.

9. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017– 2030 годы. [Электрон. ресурс]. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf.

10. Паспорт национального программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам: протокол от 24 сентября 2018 г. № 16) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf

11. Петенева А. А. Роль электронной торговли в развитии бизнеса // Синергия наук. 2016. № 6. С. 86–91.

12. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электрон. ресурс]. Минэкономразвития России. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/.

13. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

14. Проскуряков В.В., Горбунова О.Н. Особенности развития электронного бизнеса в России // Материалы III Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в экономике, бизнесе и управлении» (20 мая 2016 г., г. Тамбов). Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2016. С. 118–122.

15. Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://datainsight.ru/top100/

16. Романцов М. С. Тенденции развития электронного бизнеса в России // Социальноэкономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 43–48.

17. Рынок электронной торговли в России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2019/03/13/Rinok_jelektronnoj_torgovl.

18. Учурова Е.О., Макаева К.И., Нахошкин П.С., Панченко В.С. Сущность предпринимательской деятельности в сфере электронного бизнеса // Проблемы и перспективы современной науки. 2016. № 15. С. 107–114.

19. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю: монография. М.: РИА Стандарты и качество, 2009. 464 с.

20. Черноиванов А.П. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8 (30). С. 155–161.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бикеева М.В., Белаш К.В. Интегральная оценка уровня развития электронного бизнеса регионов Приволжского федерального округа. Статистика и Экономика. 2020;17(2):55-62. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-2-55-62

For citation: Bikeeva M.V., Belash K.V. Integral Assessment of the Development Level of Electronic Business in the Regions of the Volga Federal District. Statistics and Economics. 2020;17(2):55-62. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-2-55-62

Просмотров: 229

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)