Предложения по развитию системы налогообложения транспортным налогом (по легковому автомобильному транспорту)


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2019-4-14-25

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования: состоит в анализе действующей системы транспортного налогообложения и разработке предложений по ее совершенствованию.

Статья посвящена выявлению направлений совершенствования системы налогообложения транспортным налогом по легковому автомобильному транспорту в Российской Федерации (далее – РФ), в том числе оптимизации действующей методики расчета налога.

Материалы и методы: Проведен анализ литературных источников нормативной, справочной и научной литературы по вопросам организации транспортного налогообложения. На основе анализа нормативно-правовой документации раскрыта действующая в РФ методика расчета транспортного налога по легковому автомобильному транспорту, выявлены недостатки и обозначены направления ее совершенствования. Проведен статистический анализ показателей налогообложения транспортным налогом в РФ и Нижегородской области. Приведены и проанализированы статистические данные по ценам на топливо в динамике за три года, выявлена взаимосвязь удорожания топлива с ростом топливных акцизов. Приведено обобщение накопленного опыта в части налогообложения транспортным налогом в России и в зарубежных странах. Исходными данными для настоящего исследования послужили материалы отчетов по форме 5-ТН (за 2014–2017 гг.), НОМ-1 (за 2014–2018 гг.), сведения информационных Интернет-ресурсов бензин.рф и www.gks.ru.

Результаты: в рамках данной статьи выделены особенности действующей системы налогообложения транспортным налогом, обоснована важность транспортного налогообложения для формирования региональных бюджетов. Обоснована нецелесообразность замены транспортного налога топливными акцизами. Разработана модифицированная методика расчета транспортного налога по легковому автомобильному транспорту, в том числе для гибридных автомобилей. Предложены значения коэффициентов экологичности, рыночной стоимости, массы. В процессе анализа статистических показателей налогообложения выявлена общая тенденция роста налоговых поступлений с физлиц, снижения поступлений с организаций. Установлена тенденция увеличения стоимости топлива и ставок топливных акцизов. Установлено процентное соотношение формирования налоговой базы по транспортному налогу между налогоплательщиками – юридическими и физическими лицами.

Заключение: использование на практике предложенной методики будет способствовать исполнению следующих нормативно закрепленных принципов налогообложения: справедливости, экономической обоснованности; а так же создаст предпосылки улучшения экологической обстановки в стране за счет перенаправления части средств от налогообложения в экологические фонды. В данном аспекте предполагается, что ввиду применения экологических коэффициентов налогоплательщики будут стремиться к обновлению своих транспортных средств более экологичными, техническому переоборудованию автотранспорта современными узлами и агрегатами с высокими экологическими нормами. В случае придания целевого характера транспортному налогообложению, часть собранных средств может направляться на развитие транспортной инфраструктуры. Развитие системы налогообложения является важным направлением налоговой политики РФ, так как оптимизация налоговой нагрузки будет способствовать развитию бизнеса, что, безусловно, положительно скажется на финансово-экономических показателях хозяйственной деятельности предприятий всех сфер деятельности.


Об авторе

А. М. Терехов
Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал
Россия

Андрей Михайлович Терехов – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Нижний Новгород

SPIN-код: 1019-1537



Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).

2. Ефремова Т.М., Ефремова А.А. Сравнительная характеристика предоставляемых льгот по транспортному налогу в субъектах Уральского федерального округа // Академический вестник. 2014. № 1 (27). С. 160–165.

3. Александрова Е.В. Транспортный налог: проблемы правового регулирования и администрирования в России // Аграрное и земельное право. 2015. № 11 (131). С. 146–148.

4. Воробьёв Ю.Н., Жахов Н.В. Результаты реорганизации налоговой полиции: Курская область // Налоговая политика и практика. 2009. № 2. С. 68–71.

5. Годунова Н.А. Изменения налогового законодательства по транспортному налогу на федеральном и региональном уровне власти // В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов Материалы и доклады 3-й международной научно-практической конференции. В III частях. Под общей редакцией О.А. Строевой. 2017. С. 128–130.

6. Семенцова А.А. О спорных вопросах определения объекта налогообложения по транспортному налогу // Образование и право. 2015. № 9 (73). С. 314–319.

7. Богдановский А.А. Методика расчетов с бюджетом по транспортному налогу // В сборнике: Научные преобразования в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 31–33.

8. Кушнерёва К.Н. Транспортный налог в Российской Федерации: проблемы // Экономика и социум. 2017. № 6-1 (37). С. 939–942.

9. Приказ МВД России № 399 от 26 июня 2018 г. «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России» (ред. от 26.06.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).

10. Coulomb R., Henriet F. The grey paradox: how fossil-fuel owners can benefit from carbon taxation // Journal of Environmental Economics and Management. 2018. Vol. 87. P. 206–223.

11. Семенихин В.В. Государственная регистрация автотранспортных средств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 17 (281). С. 22–28.

12. Менкенов А.С. О транспортном налоге: возможные изменения и альтернативы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-9. С. 94–96.

13. Рысаев М.К. Транспортный налог: проблемы и перспективы развития на примере республик Башкортостан и Татарстан // Экономика и социум. 2015. № 6–3 (19). С. 811–814.

14. Закон Нижегородской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 № 71-З (ред. от 01.09.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).

15. Топливо.РФ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://бензин.рф/site/price?region=213&range=year&value=2016-01 (дата обращения: 20.02.2019).

16. Терехов А.М., Терехова А.В., Николенко П.Г., Попова И.Ю. Развитие системы налогообложения по транспортному налогу для легкового автомобильного транспорта // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 (56). С. 536–539.

17. Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2012 г. № 9-АПГ12-4 Решение суда об отказе в признании недействующим в части Закона Нижегородской области от 28 ноября 2002 года № 71-З «О транспортном налоге» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения: 20.02.2019).

18. Garasym P., Klym N., Khomyak R. Features of taxation of forestry enterprises // Economics, Entrepreneurship, Management. 2018. Vol. 5. № 1 (9). P. 55–62.

19. Каширина М.П. Транспортный налог. особенности исчисления и уплаты в 2016 г // Бухучет в строительных организациях. 2016. № 9. С. 62–73.

20. John Flemming, Peter Oppenheimer. Are government spending and taxes too high (or too low)? // National Institute Economic Review. 1996. Vol. 157. № 1. P. 58–76.

21. Leontyeva Yu.V., Mayburov I.A. Theoretical framework for building optimal transport taxation system // Journal of Tax Reform. 2016. Vol. 2. № 3. P. 193–207.

22. Неменова Д.Л. Налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам в налоговой системе Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 4 (119). С. 231–233.

23. Буньковский Д.В. Перспективы развития логистической системы (на примере предприятий грузовых авиаперевозок) // Вестник НГИЭИ. 2018. № 4 (83). С. 93–103.

24. Сотникова Л.В. Особенности уплаты авансовых платежей по транспортному налогу // Бухучет в строительных организациях. 2014. № 8. С. 56–61.

25. Хулхачиева Г.Д., Болдырева Е.С. Анализ динамики налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 годы // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и бухгалтерского учета. Сборник научных статей. Электронное издание. 2017. С. 470–475.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Терехов А.М. Предложения по развитию системы налогообложения транспортным налогом (по легковому автомобильному транспорту). Статистика и Экономика. 2019;16(4):14-25. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2019-4-14-25

For citation: Terekhov A.M. Proposals for the development of the system of taxation of transport tax (passenger car transport). Statistics and Economics. 2019;16(4):14-25. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2019-4-14-25

Просмотров: 64

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)