ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-3-30-39
Аннотация
Для повышения эффективности управления социально-экономическими системами любого уровня необходимо проводить постоянный комплексный анализ социального самочувствия населения страны. Одним из направлений таких исследований является изучение факторов, определяющих поведение потребителей. Прогнозирование потребительского поведения играет существенную роль в формировании экономической политики. Поэтому разработка и обоснование средств и методов социально значимого государственного регулирования потребления и потребительского поведения населения с учётом основных его компонентов всегда актуальна. Цель данной работы заключается в анализе основных макроэкономических индексов, выявляющих особенности потребительского поведения и позволяющих с большой достоверностью выявить настроения жителей страны и субъективную оценку экономической ситуации.
Для изучения поведения потребителей помимо общенаучных и аналитико- прогностических применяются методы, заимствованные из разных областей знаний – социологии, психологии, экологии. Наиболее применяемыми в повседневной практике являются такие методы получения первичной информации как наблюдение, эксперимент, фокусирование и опрос.
Для прогнозирования потребительского поведения в мировой практике используются специальные показатели: индекс потребительских настроений, индекс потребительских ожиданий, индекс потребительской уверенности. Эти показатели, которые называют индексами потребительского оптимизма, представляют собой опережающие экономические индикаторы, которые корректируют и уточняют имеющиеся прогнозы развития экономики. Все названные показатели рассчитываются на основе данных, полученных методом массового опроса граждан. При кажущейся идентичности, эти индексы все же различаются. Использование для прогнозирования поведения потребителей комплекса специальных показателей позволяет глубже и шире посмотреть на изучаемую проблему. Все показатели рассчитываются на основе репрезентативных выборок, по давно апробированным в мировой практике методикам. В работе рассмотрены специфика этих показателей в России и за рубежом, описаны методики расчета основных индексов. Анализ динамики совокупных и частных индексов проведен на основе вторичного анализа данных Росстата и Левада-Центра. Этот анализ показал, что все индексы имеют отрицательные значения, что говорит о преобладании пессимистических установок на протяжении исследуемого периода. Результаты обследований, проведенных в IV квартале 2014-2017 годов, свидетельствуют о преобладании негативных настроений и ожиданий населения на протяжении исследуемого периода. Определено, что значение индекса потребительских настроений наиболее близко по значению к индексу благоприятности условий для крупных покупок, расхождения с другими показателями Росстата более существенны. Начиная со 2 квартала 2016 года наблюдается тенденция к росту всех показателей. Доля негативных вариантов оценки начиная со II квартала 2016 года снижается, но доля оптимистичных мнений при этом не изменилась. И в целом рост потребительской уверенности обусловлен не увеличением оптимизма потребителей, а сокращением числа пессимистично настроенных респондентов.
Полученные данные позволяют количественно описывать процессы формирования потребительского поведения и в конечном итоге изучать общий климат в экономике региона и страны в целом. Мониторинг потребительских настроений и ожиданий должен быть информационной базой для обоснования содержания социальной политики, для определения ее основных направлений и критериев эффективности.Об авторах
И. П. ЛаптеваРоссия
Ирина Павловна Лаптева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики ВятГУ.
Киров
Л. Н. Трусова
Россия
Любовь Николаевна Трусова - кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и философии Вятская ГСХА.
Киров
Е. Н. Гришина
Россия
Елена Николаевна Гришина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры информационных технологий и статистики Вятская ГСХА.
Киров
Список литературы
1. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 325 с.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
3. Зиммель Г. Мода. Избранное. М.: Юрист, 1996. Т. 2: Созерцание жизни. С. 266–291.
4. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.
5. Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. 2005. № 3. C. 25–48
6. Campbell C. The Romantic Ethic and the Spirit of Modern Consumerism. L., 2005. 301 p.
7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2016. 288 c.
8. Довбенко М.В., Осик Ю.И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов: учеб. пособие. М.: Акад. естествознания, 2011. 305 с.
9. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. Пер. с англ. Науч. ред. B.C. Автономова. М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2004. 416 с.
10. Солидаризация в рабочей среде: социальное и индивидуальное. Институт социологии РАН. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 231 с.
11. Ильин В. И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 232 с.
12. Прохоров А. П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002. 376 с.
13. Рибокене Е. В. Экономическое поведение потребителей в условиях транзитивной экономики России: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.00.01 / Саратовский гос. социально-экон. ун-т. Саратов, 2001. 26 с.
14. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 5–18.
15. Katona G. Psychological Economics. N.Y.: Elsevier, 1975. P. 203–205.
16. Железнова А. А., Лукьянова Н. Ю. Методический подход к оценке индекса потребительских настроений в регионе // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3. 1. С. 33–35.
17. Curtin R., Presser S., Singer E. The Impact of Nonresponse Bias on the Index of Consumer Sentiment. In: Poser G., Bloesch D. (eds). Economic Surveys and Data Analysis. CIRET Conference Proceedings, Paris, 2000. URL: http://www.sca.isr.umich.edu/fetchdoc.php
18. Статистическое обозрение. Электронный журнал. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/magazine/st_ob1-rus.pdf.
19. Trading Economics / Countries. URL: https://tradingeconomics.com/.
20. Красильникова М. Динамика социальных настроений и их влияние на поведение населения // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 1. С. 124–131.
21. Левада-Центр. Социально-экономические индикаторы. URL: https://www.levada.ru/indikatory/sotsialno-ekonomicheskie-indikatory (дата обращения 27.02.2018)
22. ФИНАМ. Официальный сайт. URL: https//www.finam.ru/ Статистика.
Рецензия
Для цитирования:
Лаптева И.П., Трусова Л.Н., Гришина Е.Н. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФАКТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Статистика и Экономика. 2018;15(3):30-39. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-3-30-39
For citation:
Lapteva I.P., Trusova L.N., Grishina E.N. APPROACHES TO ASSESSING FACTORS OF CONSUMER BEHAVIOR. Statistics and Economics. 2018;15(3):30-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-3-30-39