Границы объекта налоговой статистики в трактовке системы национальных счетов
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-5-23-32
Аннотация
Предлагаемая статья посвящена тем аспектам системы национальных счетов, которые в своей совокупности выполняют роль информационной базы налоговой статистики. В наше время именно налоговая система является одним из главных предметов дискуссий о методах и направлениях её реформирования.
Налоги являются одним из главных факторов регулирования экономики и выступают одним из стимулов ее развития. Анализ налоговых поступлений в бюджеты различных уровней даст возможность эффективнее осуществлять сбор налогов, а также проанализировать налоговое бремя на примере различных отраслей. От количества налоговых поступлений можно судить о масштабах воспроизводственных процессов в стране. Следует отметить, что налоги в СНС занимают особое положение. Как было сказано ранее, в СНС налоги на продукты рассматриваются в форме дохода. В то же время, большинство экономистов предпочитают их рассмотрение в виде налогов на потребление, а налоги на различные финансовые операции (к примеру: налоги на покупку/продажу ценных бумаг) рассматриваются как налоги на производство, в том числе в случаях, когда при этом отсутствуют какие-либо услуги. Рационально было бы пересмотреть и внести изменение в СНС, связанные с трактованием всех налогов и субсидий, для обеспечения более качественного понимания и соответствия потребностям пользователей.
Налоги являются неотъемлемой частью любого государства и незаменимым звеном экономических отношений любого общества. В свою очередь, неразрывно связаны между собой налоги и бюджет, так как и эти отношения носят ярко выраженный, объективный двусторонний характер. Налоги выступают в роли главной группы доходов бюджета, что делает возможным финансирование абсолютно всех государственных структур и расходных статей, а также осуществление субсидирования институциональных единиц, которые составляют сектор СНС «нефинансовые корпорации».
Вторая сторона «медали» связана с тем, что налоги – эта та часть денежных средств, которая изымается у производителей и домашних хозяйств. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
В условиях современной действительности, налоги выполняют роль базиса, на котором держится экономическая и финансовая безопасность, так как именно налоги обеспечивают финансовыми ресурсами все уровни экономической системы нашей страны. На всех этапах существования человечества ни одно из государств не обошлось без системы налогов, в той или иной степени. История налогов уходить в далекое прошлое. Налоги всегда были представлены в виде взносов граждан, в различных видах. Данная процедура по взиманию налогов была необходима для функционирования государственного аппарата.
В статье оформляется и обосновывается серьезная учетная проблема, связанная с терминологически не однозначной трактовкой категорий применимых в разных учетных системах: бухгалтерском, налоговом и статистическом учете. Границы одних и тех же денежных потоков, связанных с выполнением налогоплательщиками обязательств перед государством, различны для указанных информационных систем. Иные категории не воспринимаются в разных видах учета вообще, такие как, например, ресурсные налоги. Тем более большинство, не отдельные, а именно большинство терминов, категорий, определений и подходов у специалистов в области юриспруденции вызываю вообще недоумение. Необходимость интеграционных процедур, приведение к единому методологическому знаменателю границ денежных потоков и всего объекта исследования очевидно.
Список литературы
1. Пузырев С.А. Механизмы противодействия коррупции и легализации преступных доходов в Европейском союзе // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 6. C. 97–100.
2. Дианов Д.В., Радугина Е.А., Степанян Е.Н. Статистика финансов и кредита // Учебник под ред. проф. Д.В. Дианова. М.: Кнорус, 2012.
3. System of National Accounts-2016. New York. 2016.
4. Кузнецова Е.И., Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении экономической безопасностью // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №1. C. 185–189.
5. Ляпин А.Е. Экономическая преступность как объект статистического изучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4. С. 75.
6. RIA Federal Tax Handbook, 2010
7. Ищенко А.Н. Концептуальная структурно-логическая схема автоматизации производства экспертного исследования по вопросу правильности исчисления налога на добавленную стоимость // Экономика и предпринимательство, 2014. № 12-3 (53-3). С. 392.
8. Михеева М.В. Необходимость обеспечения экономической безопасности при реализации государственных программ // Проблемы реформирования бухгалтерского учета и налогообложения в современной экономике: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23 ноября 2016 года г. Тверь. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2016. 170 с.
9. Дианов Д.В., Рубцов И.В. Перспективы совершенствования методологии расчета показателей официальной и теневой экономики в центральном федеральном округе // В сборнике: Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления Материалы IV международного научно-практического семинара. Москва. 2005. С. 31–34.
10. Долбилов А.В., Лошаков А.С. Обострение угроз экономической безопасности государства в условиях санкционного противостояния // Экономика и управление: проблемы, решения, 2017. Т. 2. № 1. С. 24–27.
11. Зуева А.С. Основы безопасности фондового рынка России: учебное пособие. Москва. 2013.
12. John M. Keynes. The general theory of employment, interest and money, 2013.
13. Ляпин А.Е., Дианов Д.В. Актуальные проблемы выполнения обязательств налогоплательщиками перед государством // В сборнике: Проблемы совершенствования сотрудничества правоохранительных и иных органов государств – участников СНГ в выявлении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 21 декабря 2016 г.: научное электронное издание. 2017. С. 177–180.
14. Hellerstein, Jerome R., and Hellerstein, Walter, State and Local Taxation: Cases and Materials. 2015.
15. Пузырев С.А. Роль подразделений финансовых разведок в борьбе с легализацией преступных доходов // Актуальные проблемы финансовой безопасности России: сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. Тамбов, 2015. С. 94–99.
16. Хабибулин А.Г., Молчанов А.В. и др. Финансовая безопасность. Финансовые расследования: учебное пособие. Москва, 2013.
17. Накова М.Р. Анализ применения кадастрового учета и кадастровой оценки земель в России для рыночных операций и налогообложения // Статистика и экономика. 2012. № 2. С. 60.
18. Pratt, James W.; Kulsrud, William N.; et al, Federal Taxation», 2013
19. Whittenberg, Gerald; Altus-Buller, Martha; and Gill, Stephen, Income Tax Fundamentals. 2013.
20. A. Smith – Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. 2016.
21. Minarik, Joseph J. «Taxation». 2016.
Рецензия
Для цитирования:
Ляпин А.Е. Границы объекта налоговой статистики в трактовке системы национальных счетов. Статистика и Экономика. 2017;(5):23-32. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-5-23-32
For citation:
Lyapin A.E. System of National Accounts as an Information Base for Tax Statistics. Statistics and Economics. 2017;(5):23-32. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-5-23-32