Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха?
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-80-91
Аннотация
Цель исследования – прояснение влияния экзаменационного стресса на результаты выполнения экзаменационной работы учащимися в ситуации пробного Общего и Единого Государственных экзаменов, повторяющих реальные условия единой государственной аттестации школьников. К задачам исследования относилось определение динамики психофизиологических показателей стресса на различных этапах экзамена, а также оценка дополнительных факторов (предмет, по которому проводился экзамен, стратегия решения варианта, успешность выполнения работы и так далее), оказывающих влияние на количество и качество стресс-реакций на экзамене.
Новизна проведенного исследования заключается в попытке преодолеть проблему смешения понятий экзаменационного стресса и экзаменационной тревожности, вызванную замерами состояния учащихся, сделанными либо до, либо после экзамена. В работе использована технология он-лайн мониторинга психофизиологического состояния учащихся, позволяющая снять ряд ограничений, возникающих при субъективной оценке учащимися своего состояния. В качестве основного метода была выбрана телеметрическая кардиоритмография. Метод основан на трехкомпонентной модели экстремальных состояний c последовательным доминированием одной из трех стресс-реактивных систем. В процессе исследования в режиме реального времени регистрировалась кардиоинтервалограмма, которая подвергалась спектральному анализу. Для определения стресс – реакций фиксировались следующие показатели вариабельности сердечного ритма: общая мощность спектра (TP), мощность спектра в области низких (LF) и высоких частот (HF) и индекс вегетативного баланса (отношение мощностей спектра в области низких и высоких частот (LF/HF)). При снижении общей мощности сердечного ритма и одновременном повышении индекса вегетативного баланса делался вывод о наличии стресс – реакции. Было обследовано 25 учеников академической гимназии.
Стресс-реакции фиксировались у учащихся уже при чтении инструкции, их количество увеличивалось походу экзамена, достигая максимума к завершению выполнения работы. Анализ субъективных оценок учениками своего состояния свидетельствует о том, что они часто оценивают его неадекватно. Обнаружены значимые статистические различия между уровнем стресса на экзаменах по различным предметам. Наибольший уровень стресса зафиксирован на экзамене по русскому языку. Выявлено, что учащиеся, которые выбирали свободную стратегию выполнения работы и следовали ей, испытывали меньше стресс-реакций, чем те, которые выполняли задания по порядку. Зафиксированы различия в уровне стресса между учащимися, получившими различные оценки: больше всего стресс реакций зафиксировано у учеников, получивших оценку «хорошо», меньше всего у тех, кто получил «удовлетворительно».
В результатах исследования показано, что ОГЭ и ЕГЭ являются крайне стрессогенными событиями: в среднем учащиеся порядка трети всего времени выполнения заданий экзамена находились в состоянии стресса. Данные события оказывают сильное влияние на психофизиологическое состояние выпускников. Выявлены дополнительные факторы, провоцирующие возникновение стресс – реакций на экзамене.
Об авторах
С. Н. КостроминаРоссия
Профессор кафедры Психологии личности
А. Е. Писарев
Россия
Аспирант кафедры Психологии личности
Список литературы
1. Волкова С.И., Сироткина Э.Ю. Сердечно-сосудистые реакции как один из показателей адаптации выпускников в сдаче пробных ЕГЭ // Новые исследования. 2014. 2 (39). С. 35–40.
2. Гапонова С.А. Романова А.Н. Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в формате ЕГЭ // Вестник Государственного университета управления. 2012. No. 1. C. 120–123.
3. Сафонова В.Р. Шаламова Е.Ю. параметры вариабельности сердечного ритма студенток северного медицинского ВУЗа при экзаменационном стрессе // Экология человека: Северный государственный медицинский университет. 2013. No. 8. C. 11–16.
4. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. No. 3. С. 111–115.
5. Сергеев C.Ф., Якунин В.А. Психологическая безопасность в образовательной среде // Народное образование. 2012. No. 6. С. 163–169.
6. Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Школьные технологии. 2010. No. 6. С. 32–40.
7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960.
8. Ткачева В.И., Надежкина Е.Ю., Филимонова О.С. Вегетативный ответ сердечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс // Международный студенческий научный вестник. 2015. No. 2. С. 121–122.
9. Пивоварова Е.А., Городничев Р.М. Влияние единого государственного экзамена на функциональное состояние организма старшеклассников // Физиология человека. 2007. No. 33(4). C. 132–134.
10. Юсупов Ф.М. Влияние процедуры подготовки к ЕГЭ на эмоциональное состояние учащихся // Образование и саморазвитие. 2013. No.4 (38). С.182–187.
11. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Гнедых Д.С., Королева М.Е. Психофизиологический мониторинг экзаменационного стресса у школьников // Психологические исследования. 2015. Т.8. No. 43. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 30 марта, 2017 г).
12. Парин С.Б. Люди и животные в экстремальных ситуациях: нейрохимические механизмы, эволюционный аспект// Вестник НГУ. 2008. Т.2. Вып. 2. C. 118 –135.
13. Парин С.Б., Чернова М.А., Полевая С.А. Адаптивное управление сигналами о рассогласовании в когнитивных процессах: роль эндогенной опиоидной системы // Известия вузов: Прикладная нелинейная динамика. 2011. No. 19(6). C. 65–73.
14. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) / Г.Г. Иванов, Л.В. Чирейкин, А.П. Гаврилушкин, П.Я. Довгалевский, Ю.А. Кукушкин, Т.Ф. Миронова, Д.А Прилуцкий, Ю.Н. Семенов, В.Ф. Федоров, А.Н Флейшман, М.М. Медведев // Вестник аритмологии. 2001. No. 24. С. 65–87.
15. Бахчина А.В., Парин С.Б., Полевая С.А. От стрессогенной нагрузки к стрессу: вегетативный код стресса при когнитивных, эмоциональных и физических нагрузках // Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. (Калининград, 23–27 июня, 2014). Калининград. 2014. С. 144–146.
Рецензия
Для цитирования:
Костромина С.Н., Писарев А.Е. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? Статистика и Экономика. 2017;(3):80-91. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-80-91
For citation:
Kostromina S.N., Pisarev A.E. Examination stress at unified state examination: student destabilization or success factor? Statistics and Economics. 2017;(3):80-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-80-91