Оценка и анализ интеллектуального потенциала вузов Республики Башкортостан


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-4-90-98

Полный текст:


Аннотация

В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг одной из главных задач менеджмента вуза является эффективное управление его интеллектуальным потенциалом. Именно это позволит повысить конкурентоспособность российских вузов. Для эффективного управления интеллектуальным потенциалом образовательного учреждения необходима его объективная оценка. Оценка уровня интеллектуального потенциала образовательного учреждения позволит оперативно управлять деятельностью вуза и определять те направления инновационного развития, которые обеспечат его кокурентоспособность, устойчивость и гибкость при изменении внешних условий.

В настоящее время существует большое разнообразие методик оценки интеллектуального потенциала, но недостаточно разработано методик, непосредственно применяемых для анализа и оценки интеллектуального потенциала высшего учебного заведения. Поэтому остается актуальной проблема разработки единой, универсальной методики оценки интеллектуального потенциала, которая позволила бы наиболее точно, объективно оценить интеллектуальный потенциал вуза. Это связано с тем, что само понятие интеллектуального потенциала является относительно новым и существуют противоречия по вопросу определения его содержания и структуры.

Правильный выбор системы показателей, позволяющих комплексно охарактеризовать потенциал по различным признакам, и выбор наиболее достоверного метода его оценки позволит обеспечить объективность оценки интеллектуального потенциала вуза.

Цель данного исследования – апробация предлагаемой системы показателей и методики оценки интеллектуального потенциала вуза на примере вузов Республики Башкортостан.

Материалы исследования основаны на результатах мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. Методы исследования включают метод парных сравнений, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования: предложена система показателей для оценки интеллектуального потенциала вузов и методика его оценки, проведена оценка интеллектуального потенциала на примере пяти вузов Республики Башкортостан и их сравнительный анализ. По результатам сравнительного анализа вузов РБ сделаны соответствующие выводы. Предложенные в исследовании система показателей и методика оценки интеллектуального потенциала вуза позволяет определить возможности вуза в осуществлении инновационной деятельности и принимать эффективные управленческие решения.


Об авторе

Л. Р. Хабибуллина
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Россия

Лилия Рашитовна Хабибуллина

Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита



Список литературы

1. Тимирясова А.В., Крамин Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1 (23). С. 254–258.

2. Сундукова Г.М. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук URL: https://guu.ru/files/referate/sundukova.pdf

3. Сундукова Г.М. Оценка уровня интеллектуального капитала вузов // Вестник университета. 2014. № 7. С. 242–246. URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-universiteta-1

4. Власова М.С., Ильина О.В., Морохина В.И. Разработка методики расчета интегрального показателя оценки потенциала образовательного учреждения // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 2. С. 19–25. URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/obschestvo-sredarazvitie-terra-humana

5. Хабибуллина Л.Р. Принципы оценки интеллектуального потенциала вуза // Экономика и предпринимательство. 2016. № 6. С. 782–786.

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 6-е изд. СПб.: Питер, 2008. С. 448

7. Бовин А.А. Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 415.

8. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 391

9. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Б.Н. Чернышева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Вуз. учеб., 2008.

10. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации. 2003. № 6.

11. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Брянского государственного технического университета. 2006. № 1 (9).

12. Артерчук В.Д., Гузняева М.Ю. Управление инновационным потенциалом предприятия // Управление экономическими системами. 2012. № 10.

13. Халезов В.Н. Оценка инновационного потенциала торгового предприятия // Управление экономическими системами. 2011. № 7.

14. Лаптева Е.А. Проблемы оценки инновационного потенциала промышленных предприятий // Управление экономическими системами. 2014. № 8.

15. Горбунов В.Л., Матвеев П.Г. Методика оценки инновационного потенциала предприятий URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-195690.html

16. Гарафиева Г.И. Интеллектуальный потенциал вуза: методика измерения // Вестник БУКЭП. 2014. № 1. С. 353–358.

17. Иванов В.В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений // Проблемы науки и образования. 2010. № 14. С. 334–337.

18. Недолужко О.В. Интеллектуальный капитал как элемент управления инновационной системой образовательного учреждения // Фундаментальные исследования. 2014. № 3. С. 335–339.

19. Власова М.С., Ильина О.В., Морохина В.И. Разработка методики расчета интегрального показателя оценки потенциала образовательного учреждения // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 2. С. 19–25.

20. Министерство образования и науки РФ. Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/


Дополнительные файлы

Для цитирования: Хабибуллина Л.Р. Оценка и анализ интеллектуального потенциала вузов Республики Башкортостан. Статистика и Экономика. 2017;(4):90-98. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-4-90-98

For citation: Khabibullina L.R. Assessment and analysis of the intellectual potential of universities in the Republic of Bashkortostan. Statistics and Economics. 2017;(4):90-98. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-4-90-98

Просмотров: 200

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)