Развитие организационной структуры предприятий розничной торговли (на примере Чешской республики)
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-31-40
Аннотация
Цель исследования заключается в доказательстве повторяемости изменений организационной структуры коммерческих организаций.
С точки зрения целей исследования, такие известные в науке парные понятия, как вертикальные и горизонтальные; высокие и плоские; механические и органические могут рассматриваться как два базовых типа организационных структур. Гипотеза авторов статьи заключается в том, что эти два типа структур – последовательные и параллельные – диалектически сменяют друг друга, качественно изменяясь в процессе роста предприятий, но при этом на каждом новом уровне развития организаций сохраняют свои определяющие свойства.
В качестве объекта анализа был выбран сектор розничной торговли, поскольку в нем обобщенная структура организации характеризуется отдельными торговыми точками, что позволяет проводить статистическую обработку данных. В этом контексте предприятия сходных размеров (по численности работников и объему продаж), а также обладающие сходными (последовательными или параллельными) организационными структурами, на наш взгляд могут образовывать группы, которые формируют всю совокупность коммерческих организаций.
Общепринятым методом определения групп, объединяющих однородные по определенным критериям объекты, является кластерный анализ, который представляет собой средство разведочного анализа, предназначенный для естественного разбиения исходного набора данных на группы. Для выявления кластеров использовалась компьютерная программа IBM SPSS Statistics.
Анализ проводился по данным предприятий розничной торговли Чешской Республики. Экономика этой центрально-европейской страны была выбрана, поскольку, с одной стороны, она является частью общего рынка объединенной Европы, а, с другой стороны, сохраняет национальную валюту.
Данные для исследования были получены из базы данных Albertina Gold Edition of Bisnode Česká republika, a.s., включающей в себя предприятия всех отраслей. Для исследования из совокупности торговых организаций было отобрано 1 695 организаций розничной торговли всех размеров.
В результате проведенного анализа было выделено 6 кластеров.
Анализируя средние значения переменных в этих кластерах, их можно сгруппировать в 4 группы. Первая группа включает в себя 1 105 небольших торговых организаций с наименьшей численностью (в среднем 5,4 чел.) и, в большинстве своем, представляющие розничных торговцев или отдельные небольшие магазины. Во вторую группу (491 организация) вошли розничные сети небольших магазинов. В третью группу (70 организаций) вошли достаточно крупные отдельные магазины (супермаркеты). И, наконец, в четвертую группу (29 организаций) вошли крупные торговые сети (средняя численность работников – более 200, среднее количество торговых точек – свыше 23).
Результаты проведенного кластерного анализа в целом подтверждают выдвинутую гипотезу. Но конечно, данное исследование должно рассматриваться лишь в качестве первого шага и более убедительное доказательство чередования последовательных и параллельных организационных структур требует также более глубокого изучения, включающего анализ структуры конкретных организаций. Тем не менее, полученные результаты позволяют предположить, что общая схема эволюции организации розничной торговли может быть представлена как универсальная, поскольку подходы, лежащие в ее основе, можно использовать с учетом необходимых особенностей для организаций розничной торговли любой страны с рыночной экономикой или отдельного региона.
Об авторах
А. Л. БобковРоссийский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия
Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики промышленности, заместитель начальника учебно-методического управления
И. В. Денисов
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента
О. В. Кучмаева
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики
Список литературы
1. Thompson, J., Zalds, M., & Scott, W. Organizations in action: Social science bases of administrative theory. New Brunswick: Transaction; 2003.
2. O'Shaughnessy, John. Patterns of Business Organization. London: Routledge, 2013.
3. Непорент О. И. Принцип «параллельности и последовательности» в организации прохождения обрабатываемой продукции в операции механической обработки: в 2 т. – Л. : Ленингр. политехн. ин-т им. М. И. Калинина; 1945.
4. Юсим В.Н., Свирчевский В.Д., Бобков А.Л., экономико-технологический форсайт и стратегии развития фирм, Научные исследования и разработки. Экономика фирмы, 2015. Т. 4. № 4. С. 43-54.
5. Денисов И.В. Теория экономико-технологического развития фирм. - М.: «Гриф и К»; 2008.
6. Coleman, J. S. Foundations of social theory. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press. 1990
7. Daft, R. L. Organization theory & design. Mason, OH: South-Western Cengage Learning. 2013
8. Приходько Д.И. Организационные структуры успешных корпораций [Текст]: – М.: Инфотропик Медиа, 2012.
9. Хлебников Д.В. Бизнес: проблемы роста [Электронный ресурс] // Питер-Консалт. Управленческий консалтинг: сайт. – URL: http://www.piter-consult.ru/home/Articles/company-stage-crisis/bussines-rising-problems.html (дата обращения: 28.12.16).
10. Мироненко Ю.Д., Тереханов А.К. Роль стратегического управления предприятием в его организационном развитии [Электронный ресурс] // Питер-Консалт. Управленческий консалтинг: сайт. – URL: http://www.piter-consult.ru/home/Articles/company-stage-crisis/strategic-role-HR.html (дата обращения: 28.12.16).
11. Hanks S.H., Watson C.J., Jansen E., Chandler G.N. Tightening the life-cycle construct: A taxonomic study of growth stage configurations in high-technology organizations // Entrepreneurship: Theory & Practice, 1993. Vol. 18. № 2. P. 5-30.
12. Широкова Г.В., Жизненный цикл организаций: концепции и российская практика. / [Текст]: Высшая школа менеджмента СПбГУ. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом СПбГУ, 2008.
13. Денисов И.В., Бобков А.Л. Управление развитием фирмы: экономико-технологический подход: монография / И. В. Денисов, А. Л. Бобков – М : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»; 2014.
14. Simova, J. Internationalization in the process of the Czech retail development. E a M: Ekonomie a Management, 2010. 13, 2, 78-91.
15. Capece, G., Cricelli, L., Pillo, F. D., & Levialdi, N. A cluster analysis study based on profitability and financial indicators in the Italian gas retail market. Energy Policy, 2010. 38(7), 3394-3402. doi:10.1016/j.enpol.2010.02.013
16. Adusei, C., Awunyo-Vitor, D. Determinants of Stock-Out in Retail Shops in Ghana: Evidence from Kumasi Metropolis. ME Modern Economy, 2014, 05(13), 1240-1252. doi:10.4236/me.2014.513115
17. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. – СПб. : Питер, 2004.
18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. / предисл. В. С. Афанасьева. – М. : Эксмо, 2007.
19. Бобков А.Л. Управление развитием горизонтально-интегрированных структур с использованием инструментария теории экономико-технологического развития фирм // Вестник Орловского государственного университета. Федеральный научно-практический журнал. – 2015 №4 (45) - с. 228-232.
Рецензия
Для цитирования:
Бобков А.Л., Денисов И.В., Кучмаева О.В. Развитие организационной структуры предприятий розничной торговли (на примере Чешской республики). Статистика и Экономика. 2017;(3):31-40. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-31-40
For citation:
Bobkov A.L., Denisov I.V., Kuchmaeva O.V. Developing organization structure of retail enterprises (on the example of the Czech Republic). Statistics and Economics. 2017;(3):31-40. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2017-3-31-40