Российский малый инновационный бизнес: региональный аспект


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2016-6-42-48

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена исследованию инновационной активности малого бизнеса в России по группам предприятий в соответствии с численностью работников. Значительное внимание уделяется исследованию динамики и структуры показателей, характеризующих имеющиеся ресурсы и результаты деятельности малых предприятий, что позволяет сделать ряд важных с практической точки зрения выводов.
Проведенный анализ показал, что малые предприятия, несмотря на незначительные масштабы инновационной деятельности, ориентируются на новые рынки сбыта для своего предприятия, что обеспечивает внутреннюю конкурентоспособность производимой продукции. То, что касается внешней конкурентоспособности продукции, то она для всех групп малых предприятий значительно превышает средний для России уровень. В своих инновационных стратегиях малые предприятия в большей степени ориентируются на разработку и модификацию продукции или услуг по сравнению с ее имитацией или полным заимствованием. При этом необходимо отметить, что даже группы предприятий, которые были отмечены как отстающие по масштабам инновационной деятельности среди других групп малых инновационных предприятий, при создании инноваций ориентируются на завоевание новых российских рынков. Проведенный анализ показал, что со значительным отрывом от других групп лидирует группа малых инновационных предприятий с численностью работников от 51 до 70 чел. Около 10% продукции предприятий этой группы является новой для мирового рынка. На следующем месте – группы малых предприятий с численностью работников 71–80 чел. и до 20 чел. Доля новой для мирового рынка продукции, создаваемой этими предприятиями, составляет 5%, что значительно превышает среднероссийский уровень. Эти группы малых инновационных предприятий можно назвать точками роста по эффективности инновационной деятельности и конкурентоспособности продукции в России.
Во второй части работы исследуется региональная дифференциация развития малого бизнеса в России. Использование многомерной классификации позволило разделить регионы России на однородные группы по уровню развития малого инновационного предпринимательства. Значимость используемых для анализа показателей обоснована с использованием дисперсионного анализа (ANOVA) и расчета значений F-статистики. Около 16% малых инновационных предприятий лидируют по масштабам ресурсов, вкладываемых в инновационное развитие, 19% малых инновационных предприятий – по эффективности инновационной деятельности, т.е. доле инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров. Однако примерно 64% регионов России характеризуются низкими показателями, как ресурсов, так и результатов инновационной деятельности. Это, в основном, аграрные, сельскохозяйственные районы или регионы, в которых преобладают средние и крупные предприятия. Для развития малого инновационного предпринимательства в этих регионах необходимо специальные меры, направленные на повышение инвестиционного климата, улучшения инновационной инфраструктуры, а также институциональные преобразования.


Об авторах

М. Ю. Архипова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

доктор эконических наук

Тел: (916) 653-98-38



К. В. Архипов
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Россия

кандидат экономических наук

Тел: (985) 904-63-91



Список литературы

1. European Innovation Scoreboard 2016. URL: http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards_nn

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

3. Дуброва Т.А., Есенин М.А. Инновационная активность малых предприятий в обрабатывающем секторе: состояние и проблемы. // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12 (ч.3). С. 414–422.

4. Мхитарян В.С., Архипова М.Ю., Дуброва Т.А., Миронкина Ю.Н., Сиротин В.П. Анализ данных. Учебник. М: Бакалавр. Академический курс (1-е изд.), Сер. 58; 2016.

5. Рейтинг инновационного развития субъектов РФ. Выпуск 2: 2014; стр. 42. URL: http://www.hse.ru/primarydata/rir2014

6. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://government.ru/docs/23354/


Дополнительные файлы

Для цитирования: Архипова М.Ю., Архипов К.В. Российский малый инновационный бизнес: региональный аспект. Статистика и Экономика. 2016;(6):42-48. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2016-6-42-48

For citation: Arkhipova M.Y., Arkhipov K.V. Small innovative business in Russia: regional aspect. Statistics and Economics. 2016;(6):42-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2016-6-42-48

Просмотров: 263

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)