Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Комплексная сравнительная рейтинговая оценка предприятий мясоперерабатывающей отрасли Вологодской области

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2025-1-26-33

Аннотация

   В статье отражены результаты комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий мясоперерабатывающей отрасли Вологодской области, выполненной на основе системы показателей, позволяющей оценить, с одной стороны, финансовые результаты деятельности предприятия, а с другой стороны – мнение тех, кто непосредственно потребляет его продукцию.

   Объектом исследования стали 13 мясоперерабатывающих предприятий – участников бренда «Настоящий Вологодский продукт» по состоянию на 2024 год, – для которых также осуществлена оценка их финансового состояния и потенциала.

   Цель исследования. Осуществление сравнительной оценки и построение рейтинга вологодских предприятий-переработчиков мясной продукции, участвующих в Системе добровольной сертификации продукции «Настоящий Вологодский продукт» на основе оригинальной методики сравнительной комплексной оценки производителей-участников бренда.

   Материалы и методы. В ходе исследования использовался метод многомерной комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий, основанной на системе двух категорий индикаторов: индикаторы оценки потребительских предпочтений и индикаторы оценки финансового состояния предприятий. Выполнены сравнительные сопоставления с результатами применения данного метода к этой же выборке предприятий, полученные в ходе исследования, проведенного в 2020 году. Сбор информации осуществлялся методами анкетного опроса, нормирования и обобщения результатов, статистическими методами, методом рейтинговой оценки. Для представления результатов оценки использован графический метод.

   Результаты. Построен рейтинг предприятий по показателям интегрированных уровней их сравнительных оценок, что позволило сформулировать функциональные особенности производителей мясной продукции для населения по степени их участия в обеспечении потенциала развития регионального товарного бренда «Настоящий Вологодский продукт». Выявленные проблемы в работе исследованных предприятий отрасли позволили определить движущие факторы роста их потенциала.

   Заключение. Проведенный на основе комплексного подхода анализ мясоперерабатывающих производителей-участников бренда «Настоящий Вологодский продукт» позволил выявить сильные и слабые стороны данных предприятий, что в целом позволяет судить о достаточно высоком экономическом потенциале развития мясоперерабатывающей отрасли в Вологодской области, о наличии возможностей расширения рынка продаж как внутри региона, так и за его пределами, включая более интенсивное расширение географии экспорта. Продукция сельскохозяйственного происхождения, произведенная из сертифицированного экологически чистого сырья, имеет неоспоримые конкурентные преимущества, по сравнению с ввозимой из соседних регионов и импортируемой продукцией.

Об авторах

О. А. Шихова
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина
Россия

Оксана Анатольевна Шихова, к. э. н., доцент

кафедра экономики и управления в АПК

Вологда



А. Е. Туркина
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина
Россия

Александра Евгеньевна Туркина, магистрант

Вологда



М. М. Мелентьева
Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина
Россия

Малена Михайловна Мелентьева, магистрант

Вологда



Список литературы

1. Настоящий Вологодский продукт [Электрон. ресурс] // Официальный портал Правительства Вологодской области. Режим доступа: https://vologda-oblast.ru/o_regione/brendy/nastoyashchiy_vologodskiy_produkt/.

2. Настоящий Вологодский продукт [Электрон. ресурс] // Вологодский информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса. Режим доступа: https://www.нвп35.рф/?ysclid=m6s1mnd7lm799173548.

3. Бургомистрова О.Н. Региональные бренды «Вологодское масло», «Настоящий Вологодский продукт» [Электрон. ресурс] // АгроЗооТехника. 2018. Т. 1. С. 1–4. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36702207_70819985.pdf.

4. Селина М.Н., Шихова О.А., Баринова О.И. Роль брендинга в обеспечении продовольственной безопасности региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2020. № 3 (137). С. 57–64.

5. Shikhova O.A., Selina M.N., Barinova O.I. The Economic Potential Of The Meat Processing Industry In The Vologda Region [Электрон. ресурс] // Land Economy and Rural Studies Essentials Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021). 2021. P. 63–71. Режим доступа: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10095/16180/article_10095_16180_pdf_100.pdf.

6. Шихова О.А. Методологические подходы к интегрированной оценке силы бренда на основе системы индикаторов и моделирования обобщенных результатов опроса потребителей [Электрон. ресурс] // Статистика и экономика. 2021. Том 18. № 2. С. 22–33. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-integrirovannoy-otsenke-sily-brenda-na-osnove-sistemy-indikatorov-i-modelirovaniya-obobschennyh/viewer.

7. Yureneva T.G., Barinova O.I., Golubeva S.G. Monitoring of the financial condition of agricultural organizations in the Vologda region of Russia [Электрон. ресурс] // Towards Productive, Sustainable and Resilient Global Agriculture and Food Systems Conference proceedings. 2018. P. 1500–1514. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36396477

8. Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности. М.: КноРус, 2016. 234 с.

9. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия 2017. 374 с. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=108079.

10. Количественные методы анализа в маркетинге / Под ред. Т.П. Данько, И.И. Скоробогатых. 2005. 384 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ujtnhb.

11. Леонтьев Ю.Б. Практика оценки товарных знаков [Электрон. ресурс] // Вопросы оценки. 2003. № 2. С. 9–15. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_17284436_86906716.pdf.

12. Аверченко К.С. Позиционирование и продвижение промышленного бренда на рынке конечных потребителей [Электрон. ресурс] // Маркетинговое управление предприятием. 2017. Вып. 3. С. 5–35. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30575631_97213265.pdf.

13. Булатова Ш.В., Волкова Е.А. Сущность и особенности классификационных подходов российских специалистов к изучению бренда [Электрон. ресурс] // Труды Ульяновского научного центра «Ноосферные знания и технологии». 2017. С. 32-39. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32824382_84786355.pdf.

14. Домнин В.Н. Предпочтения бренда — ключевой фактор влияния на потребительский спрос и рыночные показатели фирмы [Электрон. ресурс] // Бренд–менеджмент. 2009. № 3. С. 130–144. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12688973.

15. Кузнецова Н.В. Синицына О.Н. Бренд, брендинг, бренд менеджмент: к вопросу о роли в деятельности современной организации [Электрон. ресурс] // Экономика и политика. 2014. № 2(3). С. 118-122. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22416193_44656045.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Шихова О.А., Туркина А.Е., Мелентьева М.М. Комплексная сравнительная рейтинговая оценка предприятий мясоперерабатывающей отрасли Вологодской области. Статистика и Экономика. 2025;22(1):26-33. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2025-1-26-33

For citation:


Shikhova O.A., Turkina A.E., Melentyeva M.M. Comprehensive Comparative Rating Assessment of Meat- Processing Enterprises in the Vologda Region. Statistics and Economics. 2025;22(1):26-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2025-1-26-33

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)