КОМПЛЕКСНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРЕДПРИЯТИЙ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Abstract
Резюме:
В статье отражены результаты комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий мясоперерабатывающей отрасли Вологодской области, выполненной на основе системы показателей, позволяющей оценить, с одной стороны, финансовые результаты деятельности предприятия, а с другой стороны – мнение тех, кто непосредственно потребляет его продукцию. Объектом исследования стали 13 мясоперерабатывающих предприятий – участники бренда «Настоящий Вологодский продукт» по состоянию на 2024 год, для которых также осуществлена оценка их финансового состояния и потенциала.
Цель исследования. Осуществление сравнительной оценки и построение рейтинга вологодских предприятий-переработчиков мясной продукции, участвующих в Системе добровольной сертификации продукции «Настоящий Вологодский продукт» на основе оригинальной методики сравнительной комплексной оценки производителей-участников бренда.
Материалы и методы. В ходе исследования использовался метод многомерной комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий, основанной на системе двух категорий индикаторов: индикаторы оценки потребительских предпочтений и индикаторы оценки финансового состояния предприятий. Выполнены сравнительные сопоставления с результатами применения данного метода к этой же выборке предприятий, полученные в ходе исследования, проведенного в 2020 году. Сбор информации осуществлялся методами анкетного опроса, нормирования и обобщения результатов, статистическими методами, методом рейтинговой оценки. Для представления результатов оценки использован графический метод.
Результаты. Построен рейтинг предприятий по показателям интегрированных уровней их сравнительных оценок, что позволило сформулировать функциональные особенности производителей мясной продукции для населения по степени их участия в обеспечении потенциала развития регионального товарного бренда «Настоящий Вологодский продукт». Выявленные проблемы в работе исследованных предприятий отрасли, позволили определить движущие факторы роста их потенциала.
Заключение. Проведенный на основе комплексного подхода анализ мясоперерабатывающих производителей-участников бренда «Настоящий Вологодский продукт» позволил выявить сильные и слабые стороны данных предприятий, что в целом позволяет судить о достаточно высоком экономическом потенциале развития мясоперерабатывающей отрасли в Вологодской области, о наличии возможностей расширения рынка продаж как внутри региона, так и за его пределами, включая более интенсивное расширение географии экспорта. Продукция сельскохозяйственного происхождения, произведенная из сертифицированного экологически чистого сырья, имеет неоспоримые конкурентные преимущества, по сравнению с ввозимой из соседних регионов и импортируемой продукцией.
About the Authors
Оксана ШиховаRussian Federation
Александра Туркина
Russian Federation
Малена Мелентьева
Russian Federation
References
1. A real Vologda product / Official portal of the Government of the Vologda Region. https://vologda–oblast.ru/o_regione/brendy/nastoyashchiy_vologodskiy_produkt/.
2. A real Vologda product / Vologda information and consulting center of the agro-industrial complex. https://www.xn--35-dlc7bl.xn--p1ai/?ysclid=m6s1mnd7lm799173548
3. Burgomistrova O.N. Regional brands "Vologda butter", "Real Vologda product" // AgroZooTechnika. 2018. Vol. 1. P. 1-4. https://elibrary.ru/download/elibrary_36702207_70819985.pdf.
4. Selina M.N., Shikhova O.A., Barinova O.I. The Role of Branding in Ensuring Food Security of the Region // Marketing in Russia and Abroad. 2020. 3 (137). P. 57–64.
5. Oksana A. Shikhova, Marina N. Selina, Olga I. Barinova The Economic Potential Of The Meat Processing Indus-try In The Vologda Region // Land Economy and Rural Studies Essentials Proceedings of the Conference on Land Economy and Rural Studies Essentials (LEASECON 2021) 2021. Р. 63-71. https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10095/16180/article_10095_16180_pdf_100.pdf.
6. Shikhova O.A. Methodological approaches to an integrated assessment of brand strength based on a system of indicators and modeling of generalized results of a consumer survey // Statistics and Economics. 2021. Vol. 18. No. 2. P. 22-33. https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-integrirovannoy-otsenke-sily-brenda-na-osnove-sistemy-indikatorov-i-modelirovaniya-obobschennyh/viewer.
7. Yureneva, T.G., Barinova, O.I., Golubeva, S.G. Monitoring of the financial condition of agricultural organizations in the Vologda region of Russia // Towards Productive, Sustainable and Resilient Global Agriculture and Food Systems Conference proceedings. 2018. P. 1500-1514. https://elibrary.ru/item.asp?id=36396477.
8. Barilenko V.I. Analysis of financial statements. 2016. 234 p. Анализ финансовой отчетности Бариленко.pdf
9. Sheremet A.D. Analysis and diagnostics of financial and economic activities of the enterprise. 2017. 374 p. https://znanium.com/catalog/document?id=108079.
10. Quantitative methods of analysis in marketing: edited by T. P. Danko, I. I. Skorobogatykh. 2005. 384 p. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=ujtnhb
11. Leontiev Yu.B. Practice of trademark evaluation // Evaluation issues. 2003. No. 2. P. 9-15. https://elibrary.ru/download/elibrary_17284436_86906716.pdf.
12. Averchenko K.S. Positioning and promotion of an industrial brand in the end consumer market // Marketing management of an enterprise. 2017. Issue 3. P. 5-35. https://elibrary.ru/download/elibrary_30575631_97213265.pdf.
13. Bulatova Sh.V., Volkova E.A. The essence and features of classification approaches of Russian specialists to the study of the brand // Works of the Ulyanovsk scientific center "Noospheric knowledge and technologies". 2017. P.32-39. https://elibrary.ru/download/elibrary_32824382_84786355.pdf.
14. Domnin V.N. Brand preferences are a key factor influencing consumer demand and market performance of a company // Brand management. 2009. No. 3. P. 130-144. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12688973.
15. Kuznetsova N.V., Sinitsyna O.N. Brand, branding, brand management: on the issue of the role in the activities of a modern organization // Economy and Politics. 2014. No. 2 (3). P. 118-122. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22416193_44656045.pdf.
Review
For citations:
, , . Statistics and Economics. 2025;22(1).