Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-3-4-13

Аннотация

Цель исследования. Основным фактором, влияющим на рынок транспортно-логистических услуг Российской Федерации в 2022 г., является введение санкций в отношении Российской Федерации. В результате такие последствия как закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сжатие спроса на товары и услуги, оказали значительное влияние на судостроительную отрасль. Вследствие санкционного давления и ухудшения технической возможности строительства морских и речных объектов на предприятиях Российской Федерации снизились объемы потенциальных заказов. В этой связи целью исследования является оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления, за счет совершенствования способов и методов долгосрочного прогнозирования.
Материалы и методы. Источниками информации для проведения расчетов послужили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Российского Классификационного Общества, также использовались прогнозные значения ведомств и аналитических агентств. Для прогноза объемов перевозок грузов водным транспортом использовался метод множественного корреляционно-регрессионного анализа.
Результаты. Рассчитан прогноз объемов перевозок отдельных видов грузов, с учетом влияния ключевых экономических и политических факторов. На основе прогнозов грузовой базы, экспорта, импорта, строительства, списания судов и текущего состояния флота проведена оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления до 2030 г. Вычисления потребности в водном транспорте осуществлялись в рамках двух моделей прогноза – по оптимистическому и пессимистическому сценариям. Оптимистический предусматривает дальнейшее обновление судов согласно текущей тенденции (делается упор на ремонт, предполагается списание лишь 1–2% плавсредств). Пессимистический вариант подразумевает масштабную замену старого грузового флота к 2030 г. (со списанием всех пришедших в негодность судов). К 2030 г. спрос на морские суда составит от 452 ед. до 1 307 ед. в зависимости от конъюнктуры рынка. Спрос на речные суда и суда река-море составит от 1 433 ед. до 6 485 ед. Результаты исследования показали, что заявленная в Стратегии потребность в судах является недостаточной для удовлетворения потребности водного рынка.
Заключение. Данный подход может быть использован при актуализации Стратегии развития судостроительной промышленности.

Об авторе

Н. В. Брикотнина
Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования»
Россия

Надежда Васильевна Брикотнина, старший экономист

Хабаровск



Список литературы

1. Вороненко А.К. Методический подход к построению прогноза развития флота на примере Дальневосточного бассейна Российской Федерации // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2021. Т. 13. № 6. С. 794–803.

2. Кулапат Д., Бойков А.В. Расчет потребности во флоте для транспортно-логистической системы // Проблемы управления. 2019. № 2(17). С. 146–152.

3. Буянов А. Оценка потребности в транспортных судах ледового плавания для обеспечения грузопотока в акватории Северного морского пути до 2030 г. Часть II // Логистика. 2021. № 10 (179). С. 35–39.

4. Wada Y., Hamada K., Hirata N. Shipbuilding capacity optimization using shipbuilding demand forecasting model // Journal of Marine Science and Technology. 2022. Vol. 27. P. 522–540.

5. Шабельников В.А., Сычев А.А. Анализ и разработка методов прогнозирования тенденций изменения грузопотока в транспортной системе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. 2007. № 6 (142). С. 56–59.

6. Ивин Е.А., Горячева А.С., Курбацкий А.Н. Анализ состояния и перспективы развития грузопотоков через морские порты России // Проблемы развития территории. 2020. № 2 (106). С. 62–80.

7. Багиров Э.А., Бородулина С.А. Прогнозирование грузооборота в системе бизнес-процессов морского порта Баку // Транспортное дело России. 2017. № 4. С. 25–28.

8. Официальный сайт ООО «Ньютон Инвестиции» / Газпромбанк Инвестиции [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gazprombank. investments/blog/market/oil-russian-market/ (Дата обращения: 07.11.2023).

9. Официальный сайт информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://portnews.ru/(Дата обращения: 14.08.2023).

10. Лазарев А.Н., Марченко С.С. Повышение конкурентоспособности судов речного флота путем их модернизации // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2013. № 2. С. 165–170.

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.08.2022 № 2115-р (ред. от 28.04.2023) «Об утверждении Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года» [Электрон. ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_423713/

12. Франтасова А. Как Волго-Каспийский судоходный канал изменит экономику Юга России. 2022 [Электрон. ресурс] // Электронное периодическое издание «MK.ru». Режим доступа: https://volg.mk.ru/social/2022/06/01/kak-volgokaspiyskbq-sudokhodnyy-kanal-izmenitekonomiku-yuga-rossii.html (Дата обращения: 02.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Брикотнина Н.В. Оценка потребности в строительстве грузовых судов в условиях санкционного давления. Статистика и Экономика. 2024;21(3):4-13. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-3-4-13

For citation:


Brikotnina N.V. Assessment of the Need for Construction of Cargo Ships Under Sanctions Pressure. Statistics and Economics. 2024;21(3):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2024-3-4-13

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)