Оценка цифровой активности населения в контексте теории поколений
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-5-25-34
Аннотация
Цель исследования. Цифровая реальность диктует необходимость в развитии нового блока компетенций – цифровых навыков. Для трудоустройства и последующего карьерного роста высокую значимость приобретают знания компьютерных технологий, навыки программирования и использования программного обеспечения. Для качественной повседневной жизни разных возрастных категорий населения необходимы компетенции в области применения персональных компьютеров, сети Интернет и других видов ИКТ. В ситуации стремительного расширения аудитории сети Интернет особый интерес представляет оценка активности населения в цифровом пространстве и анализ целей его использования. Материалы статьи затрагивают теорию поколений, выявляющую закономерности в поведении людей, родившихся в одни и те же временные интервалы. У представителей разных поколений под влиянием факторов экономического, политического, социального и культурного характера формируются свои ценности и восприятие мира. Что, в конечном счете, потребует адаптации как рынка потребительских товаров и услуг, так и рынка труда к особенностям представителей каждого поколения. Это предопределяет необходимость исследования специфики использования цифровой среды представителями обозначенных экономически активных поколений.
Материалы и методы. Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2012–2019 гг., а также результаты выборочных обследований домашних хозяйств по использованию ИКТ. В качестве инструментария оценки цифрового поведения представителей экономически и социально активных поколений использованы статистические методы: сравнительный анализ и анализ динамических рядов.
Результаты. Возрастная структура населения Российской Федерации представлена следующими поколениями: поколением «беби-бумеров», поколениями Х, Y и Z. Доля этих экономически и социально активных поколений составляет 95% от общей численности населения страны. Удельный вес величайшего и молчаливого поколений – 5%. Каждому поколению присущи свои модели поведения. Сравнительная характеристика особенностей использования цифровой среды позволила сделать вывод, что для всех поколений приоритетными целями использования сети Интернет являются коммуникации и общение. Основные различия проявляются в специфике действий совершаемых представителями рассматриваемых поколений в сети Интернет и потребительских предпочтений на товары и услуги, представленные на разных цифровых платформах. При этом представители поколения Z обладают более высоким уровнем цифровых навыков по сравнению с представителями других поколений. Полученные результаты исследования представляют интерес для представителей бизнеса при разработке стратегических направлений взаимодействия с потребителями и последующему вовлечению в онлайн-пространство значительной части общества.
Об авторе
М. В. БикееваРоссия
Марина Викторовна Бикеева, кандидат-экономических наук, доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Саранск
Список литературы
1. Архипов А.Е., Еськов В.Д. Теория поколений в маркетинговом управлении: ретроспективно-дискурсивный аспект проблематики // Современные технологии управления. 2020. № 3(93). С. 15.
2. Бикеева М.В. Цифровая трансформация бизнеса: анализ профессиональных компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. 2021. № 5. С. 86–93.
3. Бикеева М.В., Белаш К.В. Интегральная оценка уровня развития электронного бизнеса регионов Приволжского федерального округа. // Статистика и Экономика. 2020. № 17(2). С. 55–62.
4. Брольпито А. Цифровые навыки и компетенция, цифровое и онлайн обучение. Турин: Европейский фонд образования, 2019. 84 с.
5. Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42–48.
6. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 380 с.
7. Кочеткова Л.Н., Козлова М.А. Четвертая промышленная революция: социальные трансформации и новые требования к человеку // Материалы III Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» (Москва, 13–17 ноября 2017 г.). М.: Московский технологический университет (МИРЭА), 2017. С. 444–449.
8. Лапидус Л. В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией : монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 381 с.
9. Миронова О.А. Поколенческий аспект формирования постиндустриального общества // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2017. № 3(59). С. 45–52.
10. Миронова О.А. Теория поколений как фундамент новой парадигмы управления человеческими ресурсами в условиях постиндустриализации экономики // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1(73). С. 73–78.
11. Митрофанова Е. Использование прикладных аспектов теории поколений при формировании социальной, корпоративной и государственной политики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.demoscope.ru/weekly/2009/0381/student03.php#_FNR_1. (Дата обращения: 19.07.2022).
12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878/.
13. Прохоров П.Э. Статистическая оценка развития цифровых навыков занятого населения в Российской Федерации // Статистика и Экономика. 2022. № 19(3). С. 25–38.
14. Рассказова О.А. Цифровые компетенции персонала в современных организациях // Материалы Международной научно-практической конференции «Управленческий и сервисный потенциал цифровой экономики: проблемы и перспективы». Редколлегия: Е.В. Яковлева (отв. редактор), А.А. Белолобова. Омск: Омский государственный технический университет, 2020. С. 200-204.
15. Регионы России. Социально-экономические показатели 2020. Статистический сборник. М.: Росстат, 2020. 1242 с.
16. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570/.
17. Абдрахманова Г.И., Ванюшина М.Д., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Тенденции развития Интернета: готовность экономики и общества к функционированию в цифровой среде: аналитический доклад. АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет»; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 248 с.
18. Цуканов И.А. Теория поколений в маркетинге // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Русский космизм: история и современность: место и роль науки и технологий в решении глобальных проблем современности» (Королев, 17 декабря 2020г.). Королев: Издательские решения, 2021. С. 254–262.
19. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2021. Статистический бюллетень [Электрон. ресурс]. М.: Росстат, 2021. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Bul_chislen_naselpv_01-01-2021.pdf.
20. Шишкунова В. А. Теория поколения: понятие и характеристика [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. С. 882-884. Режим доступа: file:///C:/Users/Admin/Downloads/teoriya-pokoleniyaponyatie-i-harakteristika%20(1).pdf.
21. Яшкова Е.В., Синева Н.Л., Соколов В.А. Теория поколений: особенности управления сотрудниками в современном мире // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70(2). С. 353–357.
Рецензия
Для цитирования:
Бикеева М.В. Оценка цифровой активности населения в контексте теории поколений. Статистика и Экономика. 2022;19(5):25-34. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-5-25-34
For citation:
Bikeeva M.V. Assessment of Digital Activity of the Population in the Context of the Theory of Generations. Statistics and Economics. 2022;19(5):25-34. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-5-25-34