Маркетинговое исследование спроса и предложения на региональном энергетическом рынке
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-15-24
Аннотация
Исследование посвящено энергетическому рынку Согдийской области Республики Таджикистан. Выделены особенности маркетинга энергетической сферы и приведены трактовки авторов по определению «маркетинга» в сфере энергетики. Рассмотрены функции маркетинговой деятельности в развитии энергетики региона. Приведены примеры соотношения спроса и предложения энергетических товаров, в том числе электроэнергии, для дальнейшего прогнозирования потребления перечисленных товаров. Проведен анализ соотношения спроса и предложения электроэнергии на определенной территории. Для выявления факторов влияющих на спрос потребителей электроэнергии проведен анализ с применением статистико-математических методов расчета. В результате, выявлено фактор, более влияющий на спрос потребителей электро энергии. Предложены пути решения маркетинговых исследований для дальнейшего благополучного функционирования энергетической компании в интересах общества и социального благополучия населения.
Цель исследования. Целью данной работы является изучение состояния регионального энергетического рынка на основе проведения маркетинговых исследований, характеризующие деятельность энергетической компании; выявление таких показателей, как неудовлетворенность потребителей энерготоваров. В основу работы положены динамический анализ аналитической и статистической информации о происходящих процессах в сфере энергетики. Задача состоит в проведении маркетинговых исследований спроса и предложения на региональном энергетическом рынке.
Материалы и методы. Информационной базой исследования являются аналитическая информация и статистические данные о показателях спроса и предложения энерготоваров, в том числе электроэнергии. Методологическую базу исследования представляют статистические методы анализа информации: сравнительный анализ и анализ динамических рядов.
Результаты. На базе результатов экономико-статистического анализа показателей спроса потребителей на использование энергетических товаров, в том числе электроэнергии выявлено факторы влияющих на спрос. Из трех выбранных факторов особенно стоит отметить спрос потребитилей использующих электроэнергию, которыми являются показатели плотности населения, погодные условия и количество осадочный дней в определенном регионе теоретически уставновлено, что более влиятельным показателем является плотность населения.
Заключение. Энергетика является основной отраслю народного хозяйства страны, который вносит свой вклад в развитие экономики и нормальной жизнедеятельности населения. До сих пор проблема обеспечения населения и народного хозяйства регионов республики энергетическими товарами и электроэнергией заставляет задуматся, о новых путей решения проблемы. Поскольку в стране выработки электроэнергии приходится на долю гидроэлектростанций, учитывая экономическое и социальное условие страны в системе электроснабжения будет целесообразным, создавать платформу маркетинговой системы.
Об авторе
M. A. АлиназароваТаджикистан
Мавлуда Абдухасановна Алиназарова, заместитель декана по воспитательной работе
Худжанд
Список литературы
1. Курбанов Р.А. Структура энергетического сектора и вопросы международно-правового регулирования энергетики Североамериканских государств // Международное право. 2013. № 4. С. 201–228.
2. Зевайкина А.Н. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2(2).
3. Зевайкина А.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке в условиях присоединения России ко всемирной торговой организации // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2013. № 3. С. 115–117.
4. Меркулова А.В., Близкая Н.В. Анализ международного опыта применения инструментов маркетинга в энергетической отрасли развитых стран // Сборник научных работ серии» Экономика». 2020. № 18. С. 22–31.
5. Ломовцева А. В., Трофимова Т. В. Особенности маркетинга энергетических компаний // The Newman in Foreign policy. 2020. Т. 2. № 53(97). С. 11–14.
6. Гатиятуллина Д. А. Энергетический маркетинг как эффективный путь к энергосбережению: теоретический аспект // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 4.
7. Смышляева Е. Г. Маркетинг в условиях российского энергетического рынка // Социальная ответственность бизнеса. 2014. С. 322–328.
8. Спрос и предложение: основы понятий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://timeweb.com/ru/community/articles/spros-i-predlozhenie-osnovy-ponyatiy. (Дата обращения: 07.12.21).
9. Масленников А. О. Регулирование рынка энергетических деривативов // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2. С. 50–56.
10. Аткарская Е. А., Евсюкова Л. Ю. Особенности функционирования рынка энергетических ресурсов // Специалисты АПК нового поколения. 2018. С. 32–35.
11. Кузьмина Л. П. Основные направления маркетинговых коммуникаций в энергетике Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2010. Т. 5. № 1. С. 30–33.
12. Мироседи С. А., Чегурихина Д. Ю. Анализ финансовых результатов предприятия энергетической отрасли // Развитие средних городов: замысел, модели, практика. 2015. С. 210–215.
13. Муляр А. С. Эластичность спроса на предложение // Вестник современных исследований. 2021. № 1(2). С. 23–25.
14. Старовойтов А. Г., Черкасова И. А. Некоторые особенности маркетинга в энергетике // Электронная библиотека Белорусско-Российского университета. 2019. С. 381–382.
15. Никифорова К. А. Маркетинг в сфере энергетики: особенность и перспективы развития // Тинчуринские чтения. 2018. С. 93–93.
16. Победоносцева В. В. Механизмы инвестирования в энергетическом комплексе региона Крайнего Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 5. С. 58–62.
17. Гатиятуллина Д. А. Территориальный маркетинг как инструмент управления внедрением технологий энергосбережения и повышением энергетической эффективности (вопросы методологии) // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 6.
18. Меркулина И. А. Маркетинговые аспекты в системе управления логистикой предприятий топливно-энергетического комплекса // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. Т. 9. С. 53–66.
19. Кузнецова Е. В. и др. Методика комплексного анализа конкуренции в отрасли // Альманах современной науки и образования. 2009. № 11(2). С. 186–188.
20. Козловский Д. А. Управление электроэнергетикой на принципах маркетинга. М.: Автореферат диссертации кандидата экономических наук, 2008.
Рецензия
Для цитирования:
Алиназарова M.A. Маркетинговое исследование спроса и предложения на региональном энергетическом рынке. Статистика и Экономика. 2022;19(3):15-24. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-15-24
For citation:
Alinazarova M.A. Marketing Research of Supply and Demand in the Regional Energy Market. Statistics and Economics. 2022;19(3):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-15-24