Preview

Статистика и Экономика

Расширенный поиск

Маркетинговое исследование спроса и предложения на региональном энергетическом рынке

https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-15-24

Аннотация

Исследование посвящено энергетическому рынку Согдийской области Республики Таджикистан. Выделены особенности маркетинга энергетической сферы и приведены трактовки авторов по определению «маркетинга» в сфере энергетики. Рассмотрены функции маркетинговой деятельности в развитии энергетики региона. Приведены примеры соотношения спроса и предложения энергетических товаров, в том числе электроэнергии, для дальнейшего прогнозирования потребления перечисленных товаров. Проведен анализ соотношения спроса и предложения электроэнергии на определенной территории. Для выявления факторов влияющих на спрос потребителей электроэнергии проведен анализ с применением статистико-математических методов расчета. В результате, выявлено фактор, более влияющий на спрос потребителей электро энергии. Предложены пути решения маркетинговых исследований для дальнейшего благополучного функционирования энергетической компании в интересах общества и социального благополучия населения.

Цель исследования. Целью данной работы является изучение состояния регионального энергетического рынка на основе проведения маркетинговых исследований, характеризующие деятельность энергетической компании; выявление таких показателей, как неудовлетворенность потребителей энерготоваров. В основу работы положены динамический анализ аналитической и статистической информации о происходящих процессах в сфере энергетики. Задача состоит в проведении маркетинговых исследований спроса и предложения на региональном энергетическом рынке.

Материалы и методы. Информационной базой исследования являются аналитическая информация и статистические данные о показателях спроса и предложения энерготоваров, в том числе электроэнергии. Методологическую базу исследования представляют статистические методы анализа информации: сравнительный анализ и анализ динамических рядов.

Результаты. На базе результатов экономико-статистического анализа показателей спроса потребителей на использование энергетических товаров, в том числе электроэнергии выявлено факторы влияющих на спрос. Из трех выбранных факторов особенно стоит отметить спрос потребитилей использующих электроэнергию, которыми являются показатели плотности населения, погодные условия и количество осадочный дней в определенном регионе теоретически уставновлено, что более влиятельным показателем является плотность населения.

Заключение. Энергетика является основной отраслю народного хозяйства страны, который вносит свой вклад в развитие экономики и нормальной жизнедеятельности населения. До сих пор проблема обеспечения населения и народного хозяйства регионов республики энергетическими товарами и электроэнергией заставляет задуматся, о новых путей решения проблемы. Поскольку в стране выработки электроэнергии приходится на долю гидроэлектростанций, учитывая экономическое и социальное условие страны в системе электроснабжения будет целесообразным, создавать платформу маркетинговой системы.

Об авторе

M. A. Алиназарова
Политехнический институт Таджикского технического университета им. академика М.С. Осими в Худжанде
Таджикистан

Мавлуда Абдухасановна Алиназарова, заместитель декана по воспитательной работе

Худжанд



Список литературы

1. Курбанов Р.А. Структура энергетического сектора и вопросы международно-правового регулирования энергетики Североамериканских государств // Международное право. 2013. № 4. С. 201–228.

2. Зевайкина А.Н. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2(2).

3. Зевайкина А.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности на энергетическом товарном рынке в условиях присоединения России ко всемирной торговой организации // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. 2013. № 3. С. 115–117.

4. Меркулова А.В., Близкая Н.В. Анализ международного опыта применения инструментов маркетинга в энергетической отрасли развитых стран // Сборник научных работ серии» Экономика». 2020. № 18. С. 22–31.

5. Ломовцева А. В., Трофимова Т. В. Особенности маркетинга энергетических компаний // The Newman in Foreign policy. 2020. Т. 2. № 53(97). С. 11–14.

6. Гатиятуллина Д. А. Энергетический маркетинг как эффективный путь к энергосбережению: теоретический аспект // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 4.

7. Смышляева Е. Г. Маркетинг в условиях российского энергетического рынка // Социальная ответственность бизнеса. 2014. С. 322–328.

8. Спрос и предложение: основы понятий [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://timeweb.com/ru/community/articles/spros-i-predlozhenie-osnovy-ponyatiy. (Дата обращения: 07.12.21).

9. Масленников А. О. Регулирование рынка энергетических деривативов // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2. С. 50–56.

10. Аткарская Е. А., Евсюкова Л. Ю. Особенности функционирования рынка энергетических ресурсов // Специалисты АПК нового поколения. 2018. С. 32–35.

11. Кузьмина Л. П. Основные направления маркетинговых коммуникаций в энергетике Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2010. Т. 5. № 1. С. 30–33.

12. Мироседи С. А., Чегурихина Д. Ю. Анализ финансовых результатов предприятия энергетической отрасли // Развитие средних городов: замысел, модели, практика. 2015. С. 210–215.

13. Муляр А. С. Эластичность спроса на предложение // Вестник современных исследований. 2021. № 1(2). С. 23–25.

14. Старовойтов А. Г., Черкасова И. А. Некоторые особенности маркетинга в энергетике // Электронная библиотека Белорусско-Российского университета. 2019. С. 381–382.

15. Никифорова К. А. Маркетинг в сфере энергетики: особенность и перспективы развития // Тинчуринские чтения. 2018. С. 93–93.

16. Победоносцева В. В. Механизмы инвестирования в энергетическом комплексе региона Крайнего Севера // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2014. № 5. С. 58–62.

17. Гатиятуллина Д. А. Территориальный маркетинг как инструмент управления внедрением технологий энергосбережения и повышением энергетической эффективности (вопросы методологии) // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 6.

18. Меркулина И. А. Маркетинговые аспекты в системе управления логистикой предприятий топливно-энергетического комплекса // Экономика. Бизнес. Банки. 2019. Т. 9. С. 53–66.

19. Кузнецова Е. В. и др. Методика комплексного анализа конкуренции в отрасли // Альманах современной науки и образования. 2009. № 11(2). С. 186–188.

20. Козловский Д. А. Управление электроэнергетикой на принципах маркетинга. М.: Автореферат диссертации кандидата экономических наук, 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Алиназарова M.A. Маркетинговое исследование спроса и предложения на региональном энергетическом рынке. Статистика и Экономика. 2022;19(3):15-24. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-15-24

For citation:


Alinazarova M.A. Marketing Research of Supply and Demand in the Regional Energy Market. Statistics and Economics. 2022;19(3):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-3-15-24

Просмотров: 443


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)