Содержание форм выборочного статистического наблюдения за закупками на государственном и муниципальном уровнях с высокими коррупционными рисками


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-1-4-13

Полный текст:


Аннотация

Основной целью исследования является выявление видов и объемов закупок для государственных и муниципальных нужд носящих высокие коррупционные риски. На основе проведённых исследований подготовлены предложения по содержанию форм выборочного статистического наблюдения за закупками с высокими коррупционными рисками. Расширение статистических исследований в это области предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции на 2018–2020 годы. Материалы для исследования включают данные статистических наблюдений, сводных аналитических отчетов министерств за 2014–2019 годы, выступления представителей государственной власти и науки по вопросам коррупции и эффективности государственных закупок, а также научные публикации. Были использованы общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования. Эмпирические методы включают этапы накопления информации и сбора официальных данных, материалы научных конференций и интервью. Теоретические методы предусматривают формализацию полученной разнородной информации об исследуемых процессах в системе государственных закупок.

Результаты исследований показали необходимость выбо рочного статистического наблюдения, несмотря на отмену сплошного наблюдения с 2015 года в связи с началом полноценного функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru. Отчеты, базирующиеся на данных ЕИС, а также Федеральной антимонопольной службы России, Казначейства России с 2015 года по 2017 год подготавливались Минэкономразвития России, а с 2018 года – Минфином России. В ходе такой передачи полномочий, например, число заявок, поданных в расчете на одну конкурсную процедуру, выпало из числа контролируемых показателей. Однако большее внимание с 2018 года стало уделяться закупкам на основании пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5.05.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающих возможность заключения контракта с единственным поставщиком вследствие несостоявшихся конкурсных про цедур. Сумма контрактов по этим основаниям составила в 2018 году 29% от общей суммы заключенных контрактов (2 755 млрд рублей или 43,78 млрд долларов США) с тенденцией роста в 2019 году. Распространенный способ формирования таких закупок с высокими коррупционными рисками – сговор участников закупочных процедур, получивших наименование «Операция Таран» на электронных аукционах, а также формулирование трудновыполнимых условий и завышенных требований к исполнителям, при неразвитой общественной экспертизе выполнения госконтракта.

В заключение следует отметить, что выборочное статистическое наблюдение должно дополнять имеющиеся сведения ЕИС данными о закупках у единственного поставщика, и выделение отдельной категории контрактов, заключенных вследствие несостоявшихся процедур, имеющих массовый характер. Подготовленные предложения способствуют реализации поручений Президента Российской Федерации по усилению эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 17.12.2018 г. № Пр-2417, а также реализации Национального плана противодействия коррупции.


Об авторе

А. Н. Газетов
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Россия

Антон Николаевич Газетов – к.э.н, заведующий отделом экономического сопровождения образования и науки.

Москва



Список литературы

1. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 15.05.15 г. № 226 «О признании утратившими силу приложения № 1 «Форма федерального статистического наблюдения № 1-контракт «Сведения об определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приложение № 2 «Форма федерального статистического наблюдения № 1-закупки «Сведения о закупочной деятельности», утвержденные приказом Росстата от 12.11.14 г. № 654».

2. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год. С. 25. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fko.msk.ru/fk.

3. Росстат. «Сведения об общем количестве и сумме контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/statistic (Дата обращения 15.05.2019)

4. Правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3.11.2015 г. №1193) (в ред. от 30.05.2017 г).

5. «Сведения об общем количестве и сумме контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (за 2018 год и I п/г 2019 года), сведения форм статистического наблюдения за 2014 год. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/statistic

6. Доклады о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Минэкономразвития России за 2015, 2016 гг. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: zakupki.gov.ru/epz/main/public (Дата обращения 15.08.2019)

7. Сводные аналитические отчеты по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ за 2017, 2018 и I п/г 2019 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.minfin.ru (Дата обращения 05.09.2019)

8. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 гг., утвержденной распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01. 2019 г. № 117-р.

9. Перечень поручений Президента Российской Федерации по усилению эффективности контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 17.12.2018 г. № Пр-2417. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/59440 (Дата обращения: 30.08.2019).

10. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. № 7. С.134–148.

11. Кочегаров А.М., Ступницкий А.Е. О бенности выявления коррупционных проявлений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник ВСИ МВД России. 2015. 2 (73). С. 44–52.

12. Пресс-конференция ТАСС об упрощении контрактной системы, Москва 22 марта 2019 года. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/OfX51rgagJ8?t=397 (Дата обращения 25.08.2019).

13. Беляева О.А. Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография. М.: Юстицинформ, 2017. С. 717.

14. Ден Де Ун. Злоупотребление правом участниками госзакупок: вопросы теории и практики // Актуальные проблемы науки и практики. Сборник научных трудов. Хабаровск: 2018. С. 101–104.

15. Андреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию. М.: Проспект, 2019. 232 с.

16. Демидова Т.П. «Экспертная дискуссия Гайдаровский форум – 2019. Мир закупок: перезагрузка» (Выступление в записи с 0:02:45 по 0:59:03). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/mbIY6HFNc4g?t=369 (Дата обращения 10.07.2019).

17. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. № 7. С. 134–148.

18. Артюхин Р.Е. Пресс-конференция ТАСС об упрощении контрактной системы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://youtu.be/OfX51rgagJ8?t=2294 (Дата обращения 30.08.2019).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Газетов А.Н. Содержание форм выборочного статистического наблюдения за закупками на государственном и муниципальном уровнях с высокими коррупционными рисками. Статистика и Экономика. 2020;17(1):4-13. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-1-4-13

For citation: Gazetov A.N. Statistical form contents for selective survey of procurements with high corruption risks at the federal and municipal levels. Statistics and Economics. 2020;17(1):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2020-1-4-13

Просмотров: 302

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)