Методика оценки качества обучения в высших учебных заведениях


https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-6-36-45

Полный текст:


Аннотация

Цель исследования. В статье рассмотрен подход к оценке качества обучения в университете. Инновационные процессы в высшей школе повышают требования к системе обеспечения качества подготовки бакалавров, магистров, специалистов и аспирантов. Такая система включает не только обучающие процессы, но и результаты качества образования. Данная проблема является актуальной, поскольку на формирование профессиональных компетенций и спрос на рынке труда качество подготовки обучающихся влияет напрямую. Целью исследования является разработка методики оценки качества обучения для различных групп экспертов.

Материалы и методы. Методика оценки качества и полученные результаты исследования, основанные на предложенной в виде пирамиды модели оценки качества, с детализацией компонент, входящих в ее состав, и обозначением их значений для оценки рассматриваются в статье. Предложена методика оценки качества обучения в вузе, базирующаяся на критериях качества обучения, методе экспертных оценок, формализации и алгоритмизации данного процесса. Обобщенная оценка группы экспертов формируется на основе средних величин. Формализация оценки начинается с того, что в построенной пирамиде качества обучения каждому критерию назначается переменная, отражающая его оценку. Показатель, характеризующийся средними значениями оценок экспертов, является оценкой качества обучения. Установка связи между количественным и качественным значением осуществляется с помощью установленной шкалы качества, которая основывается на шкале Лайкерта. Для четкого понимания, как формируется вывод о степени согласованности экспертов методом Кендалла, рассмотрена ситуация, когда экспертам предлагается ранжировать критерии по значимости, то есть назначить место в рейтинге для каждого критерия. Общая оценка качества обучения может быть получена на основе анкетирования, которое следует проводить на определенную тему и для всех участников образовательного процесса с последующим анализом результатов опроса. Для каждой группы экспертов предлагается свой перечень вопросов на конкретную тему. Для решения поставленной задачи следует использовать метод экспертных оценок, который является частью теории принятия решений, а экспертное оценивание – процедурой получения оценки поставленной задачи на основе мнения экспертов с последующим принятием решения.

Результаты. Интерес работодателя в проведении данного исследования заключается в увеличении эффективности качества обучения, формирования профессиональных компетенций, а также в объективной всесторонней оценке качества обучения. В результате проведенного исследования сформированная пирамида критериев и модель оценки качества обучения позволяют определить величину, отражающую качественную характеристику процесса обучения в высшем учебном заведении

Заключение. Внедрение данной модели позволит повысить качество образовательного процесса в вузе, подготовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, отвечающих запросам социально-экономического развития современного общества.


Об авторах

И. В. Баранникова
НИТУ «МИСиС»
Россия

Ирина Владимировна Баранникова - к.т.н., доцент

Москва



Е. Н. Шафоростова
НИТУ «МИСиС»
Россия

Елена Николаевна Шафоростова - к.пед.н., доцент

Москва
 



Список литературы

1. Иванченко И.В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. 2016. №5. 1. С. 18–21. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/109/26315/

2. Есенбаева Г.А., Какенов К.С. Оценка факторов, влияющих на качество образования в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2–2. С. 241–244.

3. Терентьева Т.В., Кулакова М.Н. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5.

4. Рёнц Б., Фёрстер Э. Методы корреляционного и регрессионного анализа. Руководство для экономистов. Перевод с немецкого и предисловие В.М. Ивановой. М.: Финансы и статистика, 1983. С. 175.

5. Templin J., Bradshaw L. The Use and Misuse of Psychometric Models // Psychometrika. 2014. №79 (2). С. 347–354.

6. Баранникова И.В., Ландер А.В. Метрология, стандартизация, сертификация в АСУ: Учебное пособие для вузов. М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004. 91 с.

7. Черная Ю.А. Оценка эффективности вуза в связи с внедрением критериев оценки качества образовательных услуг // Фундаментальные исследования. 2014. № 12–9. С. 1999–2002.

8. Руденко С.С. Оценка качества образования в вузе // Вестник ЧитГУ. 2008. №2 (47). С. 21–34.

9. Заборова Е. Н. Оценка качества обучения: мнение педагогов экономического университета // XX Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» (16–18 марта 2017 г., Екатеринбург). Екатеринбург: УрФУ, 2017. С. 1027–1038.

10. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: Компетентностный подход. М.: Университетская книга; Логос, 2009. 272 с.

11. Маслова Л.Д. О системах оценки качества высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 3 (3). С. 64–69.

12. Мусихин И.А. Современные подходы в проведении мониторинга качества результатов образования в вузе // Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий. 2013. №1 (21).

13. Малхорта Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 960 с. ISBN 5-8459-0357-2

14. Киценко М.М., Баранникова И.В. Научная работа «Разработка методики оценки качества обучения в высших учебных заведениях». М.: НИТУ «МИСиС», 2018.

15. Степанов М. Н., Шаврин А. В. Статистические методы обработки результатов механических испытаний: справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Машиностроение, 2005. 399 с. ISBN 5-217-03272-3

16. Зайцева И.А. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 200 с.

17. Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011. 560 c.

18. Седых И.Ю. Оценка качества обучения в современном вузе. Современная математика и концепции инновационного математического образования. М.: Издательский дом МФО, 2016. ISSN: 2412-9895.

19. Яркова С.А., Залуцкий М.А. Методика внедрения профессиональных стандартов // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития: сборник материалов XXXVI Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 21 июля, 17 августа 2017 г.) / Центр развития научного сотрудничества (ЦРНС) ; под общей редакцией кандидата экономических наук С. С. Чернова. Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2017. 143 с. ISBN 978-5-00068-889-2.

20. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Взгляд на развитие системы высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 2004. № 9. С. 14–18.

21. Иванченко И. В. Проблема повышения качества образования в вузе // Молодой ученый. 2016. №5.1. С. 18–21. [Электрон. ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/109/26315


Дополнительные файлы

Для цитирования: Баранникова И.В., Шафоростова Е.Н. Методика оценки качества обучения в высших учебных заведениях. Статистика и Экономика. 2018;15(6):36-45. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-6-36-45

For citation: Barannikova I.V., Shaforostova E.N. Methods of evaluation the quality of teaching in higher education institutions. Statistics and Economics. 2018;15(6):36-45. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-6-36-45

Просмотров: 129

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)