Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения
https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-2-38-48
Аннотация
Актуальной задачей в обеспечении региональной экономики необходимыми специалистами в процессе достижения целей планирования и прогнозирования социально-экономического развития является создание методики оценки и мониторинга образовательного потенциала населения. В статье приводятся статистические данные, характеризующие демографический состав молодого населения России, выявлены региональные различия с точки зрения поколенческихгрупп. На этой основе рассчитан рейтинг регионов России, рассмотрены и сопоставлены основные ценностные и деловые характеристики поколенческо-возрастных групп. Выявлены проблемные области, для которых рационально использование поколенческого подхода и предложены соответствующие рекомендации.
Целью настоящей статьи является обоснование возможностей применения методики рейтинга регионов по уровню накопленного образовательного потенциала молодыми поколениями для выявления и прогнозирования динамики качественных характеристик рабочей силы, а также перспективности ее использования в целях управления развитием региона.
Методическую основу представленной работы составляют сравнительный, экономико- статистический и социально-культурный методы анализа. Для исследования была собрана и статистически обработана пространственно-временная база результатов переписей населения в России в 2002 и 2010 годах по субъектам РФ, характеризующая поколенческо- возрастную структуру молодежи по уровню достигнутого образования. В рамках изложения данной статьи авторами представлен алгоритм сравнительного анализа образовательного потенциала молодежи по субъектам РФ и выполнена типологическая группировка. Значение региональных различий регионов по уровню образовательного потенциала молодых поколений проявляется в усиливающейся роли внутристрановой миграции населения, о чем свидетельствует и пространственная взаимосвязь с уровнем развития системы высшего профессионального образования в наблюдаемый период.
Заключение: Предложенный подход и результаты исследования могут быть полезны для анализа и планирования социально-экономического развития регионов различными государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также частными инвесторами.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ПоташеваРоссия
Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия Тел.: 8 911 406 72 28
М. В. Морошкина
Россия
Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия
Список литературы
1. Капелюшников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России?: препринт WP3/2012/06. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. С. 150.
2. Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. 2009. № 9. C. 51.
3. Регионы опережающего развития: Провинциалы могут обладать большим человеческим капиталом, чем жители столиц. 17.01.2018. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3522504
4. Социальный бюллетень «Производительность труда в Российской Федерации». М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2017. № 9. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/13612.pdf
5. Якунинин В.И. и др. Образование как фактор экономического развития. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 5.
6. Индекс развития человеческого потенциала. URL: http://gtmarket.ru/ratings/humandevelopment-index/human-development-indexinfo
7. Мониторинг экономики образования. URL: https://memo.hse.ru/.
8. Министерство образования и науки РФ. Мониторинг трудоустройства выпускников. URL: http://graduate.edu.ru
9. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. М.: Изд-во «Русский язык», 1989. С. 624.
10. Терминологический ювенологический словарь. URL: https://yuvenologichesky.academic.ru
11. Волгин Н.А., Рыбаковский Л.Л., Калмыкова Н.М. и др. Демография: Учебник для ВУЗов. М.: Логос, 2005. С. 280. URL: http://rybakovsky.ru/uchebnik2a13.html
12. Обзорный доклад по измерению человеческого капитала. URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/2013/5_R_.pdf
13. Клячко Т.Л. Прибыль от ума: каков вклад образования в экономику России. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/makroekonomika/311163-pribyl-ot-uma- kakovvklad-obrazovaniya-v-ekonomiku-rossii
14. Екимова Н.А. Образовательный потенциал регионов России. Журнал об инвестиционных возможностях России «Капитал страны». 24.08.2009. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/143239/
15. Левашов В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг. 2008. № 3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyypotentsial-obschestva-sotsiologicheskoe- izmerenie-iprognozirovanie (дата обращения: 06.04.2018).
16. Гурова И. М., Евдокимова С. Ш. Теория поколений как инструмент анализа, формирования и развития трудового потенциала //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7. № 3. С. 150–159. doi: 10.18184/2079-4665.2016.7.3.150.159
17. Поташева О.В., Морошкина М.В. Образовательный потенциал региона: содержание и оценка. Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 122– 129.
18. Чумаков В. По ком молчит поколение Z. URL: https://rugenerations.su/2009/04/29/%D 0 % B F % D 0 % B E -%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B8%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-z/
19. Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации. Том 3 официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=15
20. Население, имеющее ученые степени, по возрастным группам и полу по субъектам Российской Федерации. Том 3 официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
21. Губина О.В. и др. Миграционные процессы в арктических регионах Российской Федерации. В сборнике: Социально-экономические и пространственно-временные особенности развития демографических процессов в регионах России. 2015. С. 254– 259.
Рецензия
Для цитирования:
Поташева О.В., Морошкина М.В. Статистическая оценка региональных различий субъектов РФ по уровню образовательного потенциала молодых поколений населения. Статистика и Экономика. 2018;15(2):38-48. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-2-38-48
For citation:
Potasheva O.V., Moroshkina M.V. Statistical estimation of regional differences in regions of the Russian Federation in terms of educational potential of young generations. Statistics and Economics. 2018;15(2):38-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21686/2500-3925-2018-2-38-48