Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона
Аннотация
В статье рассматривается локальный рынок услуг в области информационных технологий, как часть информационного пространства региона, включающего все институциональные единицы и ИТ-инфраструктуру региона. Такой подход обусловлен относительно небольшим вкладом данного вида деятельности в валовой региональный продукт в условиях экономического кризиса, сокращения компаниями затрат и замораживания крупных инфраструктурных проектов. Развитие информационного общества характеризуется тенденциями продвижения мобильных сервисов, искусственного интеллекта, социализации, использования облачных технологий и сопровождается вовлечением домашних хозяйств, государственных органов управления и бизнеса в единое информационное пространство. Однако традиционно анализ рынка ИТ-услуг и информационного пространства представляют обособленные исследования рыночного и гуманитарного направления.
Целью данной статьи является разработка единой методики и системы показателей для анализа локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона. Авторами предложено определение составляющих информационного пространства, в котором происходит конфигурация локального рынка, спроса и предложения. Разработке методики анализа локального рынка ИТ-услуг предшествует описание структуры информационного пространства региона, как открытой системы, обменивающейся с внешней средой информационными ресурсами. Основными элементами структуры являются социально-экономическая система, в которой функционирует локальный рынок ИТ-услуг, ИКТ-инфраструктура и информационные ресурсы. Информационной базой анализа является система статистических показателей, источниками которых могут быть официальная статистика, аналитика интернет-ресурсов и данные выборочных обследований спроса на локальном рынке.
Методика исследования представляет алгоритм анализа всех составляющих информационного пространства и рынка ИТ-услуг. Для каждого этапа анализа авторами обоснованы статистические показатели для решения определенной задачи. На заключительном этапе обосновываются временные периоды анализа, статистические зависимости результата развития рынка ИТ-услуг от факторов, условий и ограничений в регионе. В процессе разработки методики выявлены основные проблемы исследования рынка ИТ-услуг, в том числе связанные, с отсутствием ИТ-услуг как отдельного вида экономической деятельности. Ограниченность данных исследования информационного пространства региона компенсирована разработкой универсальной анкеты и результатами полевого обследования в процессе выполнения гранта РФФИ. Выявлена потребность в реализации образовательных программ в области ИТ-технологий для населения, что может послужить стимулом роста спроса на локальном рынке ИТ-услуг.
Практическая значимость использования методики заключается в обосновании подходов к регулированию локального рынка ИТ-услуг в условиях современного состояния информационного пространства региона.
Об авторах
И. В. АнтохоноваРоссия
Улан-Удэ
О. А. Полухина
Россия
Улан-Удэ
Л. Н. Сайбонова
Россия
Улан-Удэ
Список литературы
1. Антохонова И.В. Оценка востребованности ИТ-специалистов на региональном рынке труда // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. № 2, 2012. С.121–127.
2. Булыга С.Н. Концептуальный анализ локального рыночного пространства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: eprints.kname.edu.ua 420/1/421-425_Тихонова.pdf.. Дата обращения 25.11.2016.
3. Васильева Е.А. Особенности деятельности предприятий на локальном рынке услуг сотовой связи // Вестник поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. – Тольятти. – № 3. – 2008.
4. Демьяненко А.Н. Территориальная организация хозяйства на Дальнем Востоке России. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 284 с.
5. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2009–2010. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: 2011. 360 с.
6. Олейник А. Модель сетевого капитализма // Вопросы экономики. – № 8. – 2003.
7. Полухина О.А. Локализация Рынка ИТ-услуг // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие российской экономики»: в 6 т. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016. – 312 с.
8. Толстов В.С. Анализ рынка IT-услуг в России. Университет ИТМО. Санкт-Петербург, Россия. 24082.pdf
9. Цветков В.Я. Информационное пространство как ресурс познания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. №3 (часть 2). – 2016. – С. 207–212.
10. Vladimir L. Lototsky. Spatial Information Modeling // European Journal of Computer Science. – Vol. 2, Is. 1, pp. 38–46. – 2016.
11. http://www.tadviser.ru/index.php
Рецензия
Для цитирования:
Антохонова И.В., Полухина О.А., Сайбонова Л.Н. Методические подходы к исследованию локального рынка ИТ-услуг в информационном пространстве региона. Статистика и Экономика. 2017;(1):3-10.
For citation:
Antokhonova I.V., Polukhina O.A., Saibonova L.N. Methodological approaches for research of local market of IT services in the information space of region. Statistics and Economics. 2017;(1):3-10. (In Russ.)