ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСОВ


Аннотация

Цель исследования. Статья посвящена вопросам оценки уровня развития транспортного комплекса крупных городов. Несмотря на широкое разнообразие исследований по этой проблеме, в настоящее время отсутствует универсальный подход к оценке уровня развития транспортного комплекса на уровне мегаполисов. В представленном исследовании поставлена цель – разработать инструмент, позволяющий комплексно оценить различные аспекты развития городского транспорта, значимые для всех категорий его пользователей,  а также провести сравнительный анализ ведущих мегаполисов мира по уровню транспортного развития на основе предложенной методики.

Материалы и методы. В рамках исследования применяется подход, связанный с построением интегральных индексов, а также рейтингованием городов на основе полученных значений. Материалы и расчеты базируются на использовании данных, полученных из авторитетных открытых источников, а также информационных систем государственного и муниципального управления.

Результаты. С учетом результатов анализа мировой практики авторами предложен Индекс развития транспортного комплекса, предназначенный для оценки уровня транспортного развития мегаполисов, выявления слабых и сильных сторон их транспортного комплекса, определения оптимальных путей его дальнейшего совершенствования и разработки на этой основе рекомендаций в области транспортной политики. Индекс состоит из четырех субиндексов, отражающих основные направления развития транспортного сектора: качество транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения, безопасность дорожного движения и воздействие транспорта на окружающую среду, а также эффективность грузовой логистики. Индекс охватывает все наиболее значимые направления транспортного развития города и характеризует развитие транспортного комплекса с позиции разных категорий пользователей его услуг. Индекс рассчитан для группы сопоставимых мегаполисов в следующем составе: Гонконг, Лондон, Мехико, Москва, Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Сингапур, Стамбул, Токио и Шанхай. В результате исследования сформирован рейтинг транспортного развития городов за 2010, 2015, 2016 и 2017 годы. Результаты исследования показали, что в рассматриваемый период наиболее развитыми транспортными системами обладали Токио и Лондон. Наилучшую динамику изменения Индекса за последние семь лет продемонстрировали Москва, Санкт-Петербург и Шанхай.

Заключение. Предложенная методика исследования позволяет как оценивать степень результативности отдельных регулирующих мер, известных в практике других городов, так и моделировать их влияние на транспортный комплекс города. В заключение приводятся рекомендации по дальнейшему развитию транспортных комплексов городов.


Об авторах

Олег Игоревич Карасев
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Россия

Канд. экон. наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования Экономического факультета



Анна Олеговна Кривцова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Аспирант Экономического факультета



Список литературы

1. Официальный сайт Объединенного научно-исследовательского центра Европейской Комиссии. “Transport sector economic analysis.” URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/research-topic/transport-sector-economic-analysis.

2. Официальный сайт Бюро транспортной статистики США. “Technical Note on TSI Documentation.” URL: https://www.bts.dot.gov/learn-about-bts-and-our-work/statistical-methods-and-policies/technical-note-tsi-documentation.

3. Официальный сайт Статистического управления Европейского Союза. “Volume of freight transport relative to GDP,” URL: http://ec.europa.eu/eurostat/cache/metadata/en/tran_hv_frtra_esms.htm.

4. Официальный сайт Всемирного Банка. “International LPI, Global Rankings 2018.” URL: http://lpi.worldbank.org/international/global.

5. Официальный сайт Национальной федерации пассажирских перевозок Франции. “First quarter 2015 transportation services production index.” URL: https://www.fntv.fr/IMG/pdf/indice_production_transport_premier_trismestre_2015-cs658.pdf.

6. Официальный сайт компании Depth Logistics. “Shipping-Index.” URL: http://www.internationalresourcejournal.com/resource_news/3808.html, March 2015.

7. Официальный сайт компании TomTom. “TomTom Traffic Index, Measuring Congestion Worldwide.” URL: https://www.tomtom.com/en_gb/trafficindex/.

8. Официальный сайт компании INRIX. “INRIX Global Traffic Scorecardю” URL: http://inrix.com/scorecard/.

9. Официальный сайт Государственной службы статистики Нидерландов. “Index figures traffic density.” URL: http://statline.cbs.nl/StatWeb/publication/?VW=T&DM=SLEN&PA=37674eng&D1=0-3,10-17&D2=a&D3=1,42,94,l&HD=081110-1526&LA=EN&HDR=G1,G2&STB=T.

10. Официальный сайт компании Castrol. “Stop-Start Index.” URL: https://www.castrol.com/en_au/australia/car-engine-oil/engine-oil-brands/castrol-magnatec-brand/stop-start-index.html.

11. Официальный сайт Всемирного экономического форума. “The Global Competitiveness Report 2017-2018.” URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017-2018.

12. Официальный сайт компании Citigroup. “Hot Spots benchmarking global city competitiveness.” URL: https://www.citigroup.com/citi/citiforcities/home_articles/n_eiu.htm.

13. Официальный сайт Министерства экономики, торговли и промышленности Японии. “Indices of Industrial Production.” URL: http://www.meti.go.jp/english/statistics/tyo/iip/.

14. Официальный сайт Бюро статистики Великобритании. “Statistical bulletin: Index of Services, UK.” URL: http://www.ons.gov.uk/economy/economicoutputandproductivity/output/bulletins/indexofservices/feb2016#understanding-the-index-of-services-ios.

15. Официальный сайт Балтийской биржи. “BDI, Baltic Exchange Dry Index.” URL: https://www.balticexchange.com/market-information/indices/BDI/.

16. Johansson-Stenman, O. Estimating Individual Driving Distance by Car and Public Transport Use in Sweden. Applied Economics. 2002. no. 34(8). pp. 959–967. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00036840110068823.

17. Hiscock, R., Macintyre, S., Kearns, A., Ellaway A. Means of Transport and Ontological Security: do Cars Provide Psycho-social Benefits to Their Users? Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2002. no. 7(2). pp. 119–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S1361-9209(01)00015-3.

18. Eboli, L., Mazzulla, G. A Stated Preference Experiment for Measuring Service Quality in Public Transport. Transportation Planning and Technology. 2008. no. 31(5). pp. 509–523. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03081060802364471.

19. Carsea, A., Goodman, A., Macketta, R.L., Panterc, J., Ogilviec, D. The Factors Influencing Car Use in a Cycle-friendly City: the Case of Cambridge. Journal of Transport Geography. 2013. no. 28. pp. 67–74. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jtrangeo.2012.10.013.

20. Qin, H., Guan, H., Zhang, Z., Tong, L., Gong, L., Xue, Y. Analysis on Bus Choice Behavior of Car Owners Based on Intent? Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2013. no. 96. pp. 2373–2382. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.269.

21. Redman, L., Friman, M., Gärling, T., Hartig, T. Quality Attributes of Public Transport That Attract Car Users: A Research Review. Transport Policy. 2013. no. 25. pp. 119–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tranpol.2012.11.005.

22. Chowdhury, S., Ceder, A. Users’ Willingness to Ride an Integrated Public-transport Service: A Literature Review. Transport Policy. 2016. no. 48. pp. 183–195. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tranpol.2016.03.007.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Карасев О.И., Кривцова А.О. ОЦЕНКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСОВ. Статистика и Экономика. 2019;16(1).

For citation: Karasev O.I., Krivtsova A.O. MEASURING THE MEGAPOLICES' TRANSPORT SYSTEM DEVELOPMENT. Statistics and Economics. 2019;16(1).

Просмотров: 55

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2500-3925 (Print)